Живые дороги Сибири - информационный портал

октября, среда

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Достопримечательности Республики АЛТАЙ

07.05.2010

Интересные и красивые природные, исторические и современные места республики Алтай.

В Республику Алтай, открывая достопримечательности Горного Алтая, с запада и с севера заходят несколько дорог. Но основная трасса – М-52 «Чуйский тракт», пересекающая республику с северо-запада на юго-восток. С первых километров Чуйского тракта – справа, за рекой Катунь виден «часовой» алтайских гор – легендарная гора Барбыган. Однако вскоре Барбыган остается позади, и дорога приходит в большое село Майма на берегу Катуни.

Здесь от трассы М-52 в восточном направлении уходит дорога в столицу Республики Алтай город Горно-Алтайск, и далее - на Телецкое озеро.

Неподалёку от Горно-Алтайска, вблизи села Кызыл-Озек находится источник минеральной воды – Кызыл-Озекский, он же Святой ключ. Село Кызыл-Озек известно также, как место постройки алтайскими старообрядцами в 2002-2004 годах православного храма для установки в Антарктиде, на российской полярной станции «Беллинсгаузен».

После села Кызыл-Озек дорога в направлении Телецкого озера минует несколько населённых пунктов, в т.ч. село Паспаул и центр Чойского района село Чоя. Здесь работают мастера народных промыслов – лозоплетения, резьбы по дереву и камню. Далее дорога выходит к берегам реки Бия, и вскоре пересекает её по высокому мосту. Здесь, как правило, находится небольшой базарчик.

К этому же месту приходит другая автодорога – ранее вышедшая из города Бийск, и проходящая вдоль реки Бия. По этой дороге, в районе Турочака (село, центр Турочакского района Республики Алтай) встречается несколько интересных мест – пороги на реке Бия, гора Иконостас с выбитым на сорокаметровой высоте барельефом Ленина, а также Камень Любви. Поляна рядом с Камнем Любви – место проведения традиционного фестиваля самодеятельной гитарной песни «Зеленый рай».

В районе села Верх-Бийск две дороги сливаются в одну, которая продолжается в направлении Телецкого озера и приходит в село Кебезень, где находится старинная православная церковь.

Вскоре дорога доходит до северного побережья Телецкого озера - самого крупного озера Республики Алтай, и здесь ненадолго раздваивается. Одна короткая дорога уходит по восточному берегу Телецкого озера, проходя у подножья «обзорной» горы «Тилан-Туу», через посёлок Артыбаш к туристическим базам, и заканчивается у границы Алтайского заповедника. Вторая пересекает вытекающую из озера реку Бия и заканчивается в посёлке Иогач.

Самые известные достопримечательности Телецкого озера – каскад небольших водопадов на Третьей речке, большие водопады Корбу и Киштэ, Каменный залив.


Трасса М-52 "Чуйский тракт", оставив в Майме дорогу, уходящую на восток к Телецкому озеру, продолжается в южном направлении по правому берегу реки Катунь. Практически весь участок Чуйского тракта вдоль Катуни, от районного центра села Майма до посёлка Усть-Сема проходит по территории древних поселений возраста около тысячи лет до н.э. Все раскопки проводятся в научных целях, поэтому не афишируются. Из наиболее известных – «Соузгинское городище» (около села Соузга), курганные комплексы «Чултуков Лог-1» в районе села Манжерок и «Барангол-1» («Барангольский некрополь») вблизи посёлка Барангол.

На этом же участке Чуйского тракта – от Маймы до Усть-Семы находятся два известных озера – озеро Ая на левом берегу Катуни (подъезд через подвесной мост перед селом Соузга), и озеро Манжерок – на правобережье Катуни, слева от Чуйского тракта в районе села Манжерок. Чуть дальше, на левом берегу Катуни - Тавдинские пещеры (напротив посёлка Известковый) и Камышлинский водопад. На левый берег Катуни можно попасть по автомобильному мосту в районе искусственного озера «Бирюзовая Катунь», или же по пешеходному мосту в районе турбазы «Царская охота».

В районе посёлка Барангол посередине реки Катунь поднимается остров «Корона Катуни».

Буквально в нескольких метрах от асфальтового полотна Чуйского тракта из-под земли выходят два источника – Черемшанский источник, справа от трассы перед посёлком Черемшанка, и чуть дальше, после села Манжерок, слева от трассы – источник «Аржан-суу».

За несколько километром до села Манжерок, на высоком берегу Катуни установлена мемориальная плита с барельефом изыскателя Чуйского тракта, писателя Вячеслава Яковлевича Шишкова. А при въезде в село Усть-Муны стоит памятник ещё одному изыскателю сибирских дорог – Александру Михайловичу Кошурникову, детство которого прошло в этом горно-алтайском селе.

Посёлок Усть-Сема с шестидесятых годов XX века помнит режиссёра Василия Макаровича Шукшина – именно здесь он снимал некоторые эпизоды своего фильма «Живёт такой парень».

В Усть-Семе Чуйский тракт резко сворачивает направо и пересекает реку Катунь, а прямо, вдоль и вверх по Катуни, продолжается Чемальский тракт.

Через несколько километров после Усть-Семы Чемальский тракт проходит мимо села Чепош, вблизи которого, на берегу Катуни находятся Чепошские озёра («Чепошские ванночки»).

Вскоре дорога минует одну из старейших туристических баз Горного Алтая – турбазу «Катунь». Сразу после базы скалы на некоторое время сильно прижимают дорогу к реке, а затем правый поворот с Чемальского тракта выводит на мост через Катунь, ведущий на левый берег. Здесь расположено село Аскат, в котором есть художественная выставка с работами местных мастеров, а также Алтайский ретритный центр школы Карма Кагью.

Далее Чемальский тркт приводит в село Элекмонар, в котором начинается один из самых известных маршрутов Горного Алтая – подъём к Каракольским озёрам.

Следующий крупный населённый пункт после села Элекмонар – центр Чемальского района село Чемал. В районе села находится несколько интересных достопримечательностей – действующая Чемальская ГЭС, «Ворота Сартакпая», православный Храм на острове Патмос, неразрывно связанный с именем преподобного Макария Алтайского – основателя Алтайской духовной миссии.

В селе Чемал Чемальский тракт не заканчивается – он следует дальше вдоль и вверх по Катуни, и приходит в село Еланда, известное, как место начатого – но не законченного – строительства Катунской ГЭС.

Продолжая путь вдоль Катуни, Чемальский тракт вскоре приходит к последнему на этом направлении мосту через реку Катунь – к Ороктойскому мосту. Ороктойский мост открывает для любителей off-road дорогу на запад – через горы Семинского хребта, через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту, трассе М-52.

После Ороктойского моста Чемальский тракт сворачивает налево, к селу Эдиган. А путь вдоль Катуни продолжает щебенчатая дорога, которая приводит в село Куюс. Продолжая движение вдоль Катуни дальше, можно добраться до древних наскальных рисунков (петроглифов) долины Айрыдаш и до водопада Бельтыртуюк.

Чуйский тракт (автодорога М-52 Новосибирск - Ташанта) после пересечения Катуни по мосту в Усть-Семе продолжается в сторону российско-монгольской границы. Дорога резко уходит от Катуни, и далее следует вдоль её притока – реки Сема (не Сёма!), быстро оставляя позади Семинские ванночки. Впереди – село Камлак, а левее, минуя мост через Сему – Горно-Алтайский Ботанический сад. Он расположился в долине реки Сема, в местности Шишкулар-Катаил («Чистый луг»).

Через несколько километров справа от Чуйского тракта открывается небольшая долина, в которой находится уникальное местожительство зубров - Чергинский зубровый питомник.

Дорога уходит дальше, минуя большое село Черга. Слева от Чуйского тракта тянется Семинский хребет, а справа трассу сопровождают горы Чергинского хребта. И только в Черге другая дорога, примыкающая к Чуйскому тракту - Старый Чуйский тракт – прорывается через Чергинский хребет, и уходит в Алтайский край. Здесь же начинается одна из дорог в западные районы Горного Алтая.

После Черги Чуйский тракт постепенно поднимается выше, и вскоре приходит в другое крупное село – районный центр Шебалино, минуя по пути другое село – Мыюта, вблизи которого в 30-х – 40-х годах XX века находился один из лагерей ("лагпунктов") ГУЛАГа -«женская командировка» СИБЛАГа.

Долина реки Сема от села Шебалино до села Топучая вблизи Семинского перевала в 20-х годах XX века была местом ожесточённых боёв гражданской войны. Есть версия, что в этих краях спрятана часть «серебряного запаса» отступавших колчаковских отрядов.

В 30-х годах XX века у села Топучая находился один из "лагпунктов" СИБЛАГа, где отбывал свой срок "юродивый епископ" Варнава.

После села Топучая Чуйский тракт начинает подъём на Семинский хребет, чтобы через Семинский перевал спуститься с другой стороны хребта и продолжить путь к монгольской границе. Семинский перевал – самая высокая точка Чуйского тракта, от его вершины открываются пути к горам Вершина Тияхты и Сарлык.

После спуска с Семинского перевала, а особенно после села Туэкта, недалеко от трассы попадаются древние курганы и менгиры – некоторые с надписями. Перед селом Каракол – правый поворот от Чуйского тракта, который ведёт на территорию Каракольского природного парка «Уч Энмек», к предгорьям Теректинского хребта.

Миновав ещё одно крупное село - районный центр Онгудай, трасса М-52, прижатая скалами к реке Урсул, приближается ко второму перевалу Чуйского тракта – перевалу Чике-Таман, который хоть и ниже Семинского, но гораздо эффектнее. После прохождения перевала Чике-Таман Чуйский тракт начинает приближаться к ранее оставленной реке Катунь, и вскоре после села Купчегень выходит на «Катунские бомы», проходя по узкой вырубленной скальной «полке» высоко над бурной рекой.

А перед селом Иня Чуйский тракт уже переходит да другую сторону Катуни, оставляя в стороне старый мост через реку – «Цаплинский» (он же «Дембельский») мост. На выезде из села, справа – несколько менгиров (каменных баб).

Вскоре Чуйский тракт в последний раз выйдет к реке Катунь. Здесь Катунь принимает свой приток – реку Чуя. У слияния Катуни и Чуи есть смотровая площадка, к которой Катунь приходит со склонов Катунского хребта, а Чуйский тракт от этого места продолжается дальше уже вдоль реки Чуя.

Именно на крутом берегу Чуи, примыкая практически вплотную к Чуйскому тракту находится одно из самых интересных мест Горного Алтая - урочище Калбак-таш. Недалеко от Калбак-таш, в долине слева от тракта стоит менгир (оленный камень) «Каменный воин» (Сыгын-Таш), охраняя древние рисунки на соседних скалах Адыр-Кан.

И ещё одну скалу – «Белый бом» прорезает Чуйский тракт перед подходом к самой высокогорной части Республики Алтай – узлу трёх хребтов (Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и Катунский хребты) со стороны северных отрогов Северо-Чуйского хребта.

В районе села Чибит, стоящего на Чуйском тракте, начинаются туристические маршруты вглубь Северо-Чуйского хребта. Поход по долине реки Шавла приводит к Шавлинским озёрам, а долина реки Мажой (Машей) открывает путь к Маашейскому озеру.

Чуть дальше Чибита, в селе Акташ от Чуйского тракта левым поворотом на юг-восток уходит Улаганский тракт.

Улаганский тракт проходит через "Красные ворота", затем мимо большой группы Улаганских озёр, и поднимается на Улаганский перевал – самый высокий автомобильный перевал Горного Алтая. За районным центром, селом Улаган дорога продолжается по направлению долины реки Чулышман, проходя мимо долины Пазырыкских курганов и красивого озера значительно ниже уровня дороги. В долину реки Чулышман дорога спускается по крутому серпантину – перевалу Кату-Ярык, и продолжается вниз по течению Чулышмана до впадения в Телецкое озеро.

Справа остаётся подвесной мост, водопад на противоположном берегу. На притоке Чулышмана, реке Чульча – грандиозный каскад Чулчинских водопаов, а ниже по Чулышману – урочище «Каменных грибов» Ак-курум. Ближе к Телецкому озеру в долине Чулышмана расположено село Кайру, в котором остались только воспоминания о Чулышманском (Благовещенском) монастыре.

От села Акташ Чуйский тракт продолжается в направлении уже не очень далёкой монгольской границы, и вскоре слева от дороги появляется источник чистой воды с небольшой площадкой. Некоторое время ближние лесистые отроги Северо-Чуйского хребта, расположенные справа от трассы, закрывают более далёкие вершины, однако со временем, ближе к Курайской степи, белоснежные горные пики Северо-Чуйского хребта поднимаются вдоль всей линии горизонта юго-западнее Чуйского тракта. С другой стороны Чуйский тракт огораживают горы Курайскрго хребта, эти вершины – одно из популярных мест старта парапланеристов.

А из села Курай начинается дорога вглубь Северо-Чуйского хребта - к альплагерю, расположенному в долине реки Актру, под «языками» ледников Актру, в предгорьях одной из главных вершин Северо-Чуйского хребта, горы Актру.

По мере приближения Чуйского тракта к монгольской границе Курайскаую степь сменяет Чуйская степь, горы Северо-Чуйского хребта остаются позади. А после селения Чаган–Узун Горный Алтай сменяется степным – горы остаются далеко на горизонте, однако сам Чуйский тракт к этому времени уже находится на высоте более полутора километров над уровнем моря. На выезде из районного центра села Кош-Агач заканчивается пространство свободного путешествия, и начинается пограничная зона. До российско-монгольской границы остаётся всего семьдесят километров.

Однако с окончанием Чуйского тракта не заканчиваются интересные места и достопримечательности Республики Алтай. Дороги, отошедшие от трассы М-52 в Черге и Туэкте, сходятся на западе Горного Алтая в районном центре селе Усть-Кан, и сливаются в одну дорогу. Она идёт дальше - на юг, и входит в пограничную зону в районе села Амур. Далее дорога следует вдоль крупного притока Катуни – реки Кокса, входя в Уймонскую долину, ограниченную Теректинским хребтом с севера, и Катунским хребтом – с юга.

Первый крупный населённый пункт Уймонской долины – село Усть-Кокса, районный центр. Именно здесь, на окраине села, Катунь принимает в себя воды Коксы, и становится по-настоящему полноводной рекой. А над Усть-Коксой находится обзорная гора, с которой видна стрелка Коксы и Катуни, далёкий Катунский хребет, и – в хорошую погоду – гора Белуха. Отсюда же, из Усть-Коксы начинается маршрут на гору Красная вблизи российско-казахской границы.

В предгорьях Теректинского хребта, севернее автодороги Усть-Кокса – Тюнгур, между селениями Курунда и Теркта стоит небольшая буддийская ступа - Уймонский субурган.

А в селе Верх-Уймон, на другой стороне Катуни, находится дом-музей Н.К.Рериха.

От Верх-Уймона до соседнего села Мульта можно проехать как по левому, так и по правому берегу Катуни. Из Мульты начинаются маршруты вверх по одноименной реке, на Мультинские озёра, и дальше – до озера Тальмень.

Из Мульты, минуя село Катанда (здесь в 1922 году был окончательно разгромлен отряд Кайгородова) дорога приводит в село Тюнгур. Здесь заканчивается асфальт, и начинается множество маршрутов вглубь Катунского хребта: к Кучерлинскому озеру, к водопаду Текелю на реке Аккем, и к Аккемским озёрам. В этом же направлении уходят маршруты, конечная цель которых – высочайшая вершина Горного Алтая, гора Белуха.

В Тюнгуре заканчивается асфальт, но просёлочная дорога уходит дальше вдоль левого берега Катуни. Вскоре на обочине дороги, среди прибрежного леса, появится памятник, который установлен на месте последнего боя отряда Петра Сухова.

После выхода дороги из леса, на холме слева - четыре древних менгира (с дороги их не видно).

Через некоторое время дорога выходит к небольшой речке Тургунда, впадающей в Катунь. А ещё через несколько сот метров после Тургунды в Катунь с другой стороны, справа, впадает бурный Аккем – стрелка Катуни и Аккема отлично видна с высокого левого берега.

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

30.12.2019
Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее

19.07.2019
В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее

19.07.2019
В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее

17.07.2019
Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее

17.07.2019
Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab