Живые дороги Сибири - информационный портал

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Главная

Горная гряда "Сундуки"

Горная гряда на севере Республики Хакасия, в долине реки Июс

Автомобильный код региона - 19 (справочник кодов)

Часовой пояс +4 летом, +4 зимой

Горная гряда Сундуки находится в долине реки Белый Июс, недалеко от посёлка Июс. Всего Сундуков пять – пять гор, стоящих отдельной группой на левобережье Белого Июса. Пятый и Четвертый Сундуки расположены на некотором расстоянии друг от друга и от остальных, Третий и Второй имеют общую подошву, Первый отделяет от Второго небольшая сырая ложбинка.

Проезд к Сундукам возможен с двух сторон – со стороны посёлка Июс и со стороны районного центра, посёлка Шира.

Сундки. Указатель на Июс

После проезда прямо в сторону посёлка Июс на перекрёстке Копьёво-Июс-Шира (примерно 185 км автодороги Ачинск – Троицкое) через 25 км асфальтированной дороги начинается посёлок Июс. Проехав через посёлок до конца асфальта (при этом слева через квартал будет центральная площадь с мемориалом и Домом культуры), надо проехать ещё около ста метров вперёд, и повернуть направо. После этого продолжать двигаться по хорошей (по крайней мере, в сухую погоду) грунтовой дороге вдоль канала. После подъёма на небольшую дамбу – поворот направо, дальше прямо. Вскоре дорога приводит к подножью Пятого Сундука, затем огибает его справа и приводит к небольшому перекрёстку. Правый поворот от перекрёстка ведёт к Четвёртому Сундуку и далее к остальным Сундукам.

Дорога на Сундуки

Первую сотню метров дороги от поворота ехать придётся осторожно, в дождливую погоду проезд весьма затруднён.

К этому же месту можно приехать из Шира. Выезд из посёлка по дороге на Чёрное озеро, мимо поворота на посёлок Озёрный (центр «Прасковья»), потом надо свернуть направо, на грунтовую дорогу. Эта дорога и приведёт с другой стороны к перекрёстку, левый поворот от которого ведёт к остальным Сундукам, а проезд прямо – к подножью Пятого Сундука и в посёлок Июс.

Все Сундуки не очень высоки - до 200 метров. Поэтому подняться можно на любой – с вершины откроется великолепный вид долины Белого Июса с древними каналами.

Самый интересный – Первый Сундук. На вершине это горы стоит большой скальный выступ в форме почти правильного прямоугольного параллелепипеда, по своим пропорциям напоминающий сундук – отсюда и название всей горной гряды. Однако это гора, сильно отличающаяся от остальных Сундуков, интересна не только своей вершиной.

Первый Сундук

При подъезде к Первому Сундуку со стороны Четвёртого гора видна как бы «в профиль». Сразу заметна резкая асимметрия, характерная для всех Сундуков – правый (по ходу движения) склон от «сундука» на вершине круто обрывается вниз, левый – полого спускается в долину.

Подъём на Первый Сундук

Подъём на гору начинается по левому склону. Склон представляет собой огромный амфитеатр, на вершине дальней стены которого находится «сундук», а левая и правая стены выглядят удивительно симметрично и увенчаны повторяющимися скальными выступами, напоминающими крепостные стены. В центре «амфитеатра» - значительное углубление конической формы с отчётливо выраженными краями.

Не требуется много фантазии, что бы выдвинуть несколько теорий происхождений этого уникального места – от падения метеорита до направленного взрыва из глубины земли.

Наверх ведёт тропа по правому склону «амфитеатра», сначала пологая, а потом набирающая крутизну.

Вид с Первого Сундука

Сверху видна долина Белого Июса, посёлок Июс, древние каналы, Четвёртый Сундук, невысокие горные хребты.

На вершине Пятого Сундука большое количество небольших пирамидок, сложенных их плоских камней – скорее всего, современного происхождения (возможно, макеты старинных сооружений). Один склон круто обрывается в долину, на его краях – несколько параллельных рядов небольших наклонных скальных выступов. Остальные склоны доступны для подъёма и выходят на дорогу Июс – Чёрное озеро, огибающую Пятый Сундук.

Материалы

26.05.2011 - «Сундуки»- чудо Света

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

30.12.2019
Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее

19.07.2019
В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее

В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее

17.07.2019
Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее

Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31.03.1959 - Запуск последнего агрегата Новосибирской ГЭС.

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).