|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так, где же это мы? Иматра (Imatra) – городок небольшой, стоит на реке Вуокса (Vuoksi) совсем рядом с российской границей. Река Вуокса тоже небольшая, по крайней мере, в длину – чуть больше ста пятидесяти километров, протекает большей частью по российской территории. Соединяет два озера по разные стороны границы – вытекает из финского озера Сайма (Saimaa), впадает в российское Ладожское озеро. Раньше в районе Иматры Вуокса срывалась полуторакилометровым каскадом водопадов с каменистых порогов. Зрелище не только для этих мест, но и для всей Европы редкостное, так что почто двести лет назад сюда с удовольствием приезжала петербургская знать, да и царский двор не был исключением. Однако в 1929 году Вуоксу перекрыли плотиной Иматранкоски (Imatrankoski), так что сейчас былая природная достопримечательность управляется людьми, и только раз в сутки водопаду позволено рвануть с водохранилища в сухой каньон. Зато уж эти минуты используются на полную – грохот воды, облако брызг и пены, дикое бурление потока в каньоне… Несмотря на моросящий дождик, в номерах засиживаться не стали. Времени ещё много, обследовали каньон Вуоксы и национальный парк Круунунпуйсто (Kruununpuisto) вокруг него, основанный в 1842 году по указанию императора Николая I. Потом ушли в центр города, и еле успели вернуться к плотине. Ровно в 18-00 что-то внутри отрылось, и воды Вуоксы c 18-метровой высоты в облаке водяной пыли бушующим потоком понеслись в каньон под грандиозную музыку Сибелиуса. Зрелище весьма достойное. Почти сухой каньон моментально заполнился кипящей водой, зрители в восторге.
Вечером – дегустация местного пива по непривычной цене 3 евро/0,5л. День восьмой. Иматра – Котка. С утра продолжаем осваивать Иматру. Небольшой центр с пешеходной аллеей Коскенпаррас (Koskenparras), потом район одноэтажных «финских домиков», утопающих в зелени безо всяких заборов.
Вышли на берег Вуоксы, пообщались с бесстрашной уткой в Рыбачьем парке (Vuoksen Kalastuspuisto), и по-над берегом реки вернулись в центр. Побродили по магазинам, вернулись в гостиницу и отправились на юго-восток, в Котку. На это раз навигатор смиренно повёл по асфальту. Довольно скоро стала понятна идея скоростных ограничений: 80 км/ч – неосновные дороги, однополосные в каждом направлении; 100 км/ч – основные дороги – полосы пошире, есть полосы для обгона; 120 км/ч – автомагистрали, двухполосные в каждом направлении с капитальными разделителями. Стараюсь держаться на верхнем разрешённом пределе скорости, при этом то и дело горячие финские парни обгоняют со свистом. Сначала едем по 100-километровой дороге, потом, срезая угол с вершиной в Коувола – по 80-километровой, после Хамины попадаем на автомагистраль и долетаем до Котки. По всем дорогам встречаются ремонты и новое строительство – мосты, ремонты дорог. Однако финны перед ремонтами строят двустороннюю объездную дорогу, а потом уже приступают к ремонту основной – так что объезд практически незаметен, немного сбросить скорость и пара лёгких поворотов руля. В Котку приехали после обеда, времени свободного много, погода хорошая – нежарко, сухо. Город приморский, портовой. Везде чайки – в парках, на лужайках, на улицах, на светофорах. То где-то высоко кричат, то на бреющем полёте рядом проносятся.
Сам город невысокой аккуратной застройки, весь в зелени. В Иматре платных парковок не видели, там всем места хватает. А в Котке уже и паркоматы есть, и машины у обочины – то с синими пластмассовыми часиками, то с чеками стоят. Однако у нашей гостиницы есть free parking, так что даже не стали заморачиваться с подземной парковкой. Сначала направляемся на самое высокое место – южный берег, смотровая башня Хауккавуори (Haukkavuori). Бывший военный наблюдательный пункт, бывшая водонапорная башня - не очень высокая, но обзор отличный. Город и окрестности, как на ладони. С двух сторон морские заливы, острова с проливами между ними, дамба с дорогой на соседний остров. Вдалеке – ветрогенераторы, католический храм, православная церковь и диковинное сооружение в морском порту. По описанию – морской центр Велламо (Vellamo). Хоть и на другом конце города, но в пределах пешей доступности, туда потом и направимся. Внизу – дома, хоть и многоэтажные, но немногим выше окружающих деревьев.
Вдоволь налюбовавшись, спускаемся вниз, к подножью башни. Некоторое время вдумчиво, но безрезультатно рассматриваем скульптурную композицию из переплетённых дельфинов, рыб и прочих морских обитателей. Пройдя по деревянной лестнице, выходим в город и неторопливо гуляем в сторону порта. По пути перекусили неким «кебабом» (не люля !) со свежими овощами. Порции просто огромные, по-моему, мы всё не осилили. Сытые и довольные, добрались до парка Сибелиуса. В центе – фонтан со скульптурной композицией орлов – рыболовов, немного в стороне – огромное дерево с лазающими по нему проволочными зверушками. И чайки, чайки – везде чайки! Даже на орлах сидят чайки.
Пока отдыхали в парке, опоздали на рыночную площадь. То есть площадь-то была, но вот рынок закончился. Как и большинство магазинов в Финляндии – после 5-6 часов вечера мало шансов застать открытый магазин (креме супермаркетов). Зато на площади понаблюдали неформальную тусовку с пивом и прочими атрибутами. До порта совсем немного, идём по узкой улочке вниз. Сверху на нас строго смотрит ушастое зелёное существо – то ли местный тролль, то ли инопланетянин.
Морской порт Котка. Всё, как надо – море, корабли, краны, чайки. Впереди – плавно поднимающийся над морем огромный амфитеатр морского центра Велламо, чуть правее – небольшой корабль-памятник, и что-то вроде очень маленькой подводной лодки. Но винтов нет, и всё сварено воедино. Долго ломали голову, пытаясь извлечь что-то из таблички на финском языке. В итоге наступило просветление – похоже, это цельнометаллический трал для разминирования морских магнитных мин. Забрались наверх, на крышу Велламо, выполненную амфитеатром – великолепная морская перспектива, город виден со стороны, противоположной Хауккавуори. Как-то хорошо здесь - просторно, вольготно, ветрено!
Но что-то небо резко темнеть начинает… Зонтов нет – мы же из жаркой Сибири – ускоряемся в обратный путь. Но быстрая морская туча догоняет прямо у зелёного существа, так что мокнем одной компанией. После дождя дорога одна – искать чрезвычайно редкий отдел «Alko» для уютного завершения вечера. Но не тут-то было. Сегодня из Питера выезжает вторая машина, и когда приедет – неизвестно. Наверняка поедут по Финляндии ночью, так что буду ждать – может, по Котке провести придётся, или ещё что. День девятый. Котка – Турку. Встреча питерской машины прошла максимально удачно – выехав из Питера около 8 часов вечера, ребята удачно пересекли границу в полночь, и мы встретились в Котке в начале второго часа ночи. Так что утром все выспались, ещё погуляли по парку Сибелиуса, и в путь. Сегодня едем до Турку, и там земное путешествие прерывается на несколько часов, и начинается путешествие морское – на пароме «Silja Europa». Порт назначение – Лонгнес (Lаngnаs) на Аландских островах. На выезде из Котки немного заплутали, но навигатор оперативно исправлял наши ошибки, и в итого мы снова оказались на автомагистрали Е-18. Предстояла заправка, что особо не беспокоило – уж здесь-то на трассе АЗС должно быть полно. Ан нет, весьма редки заправки в Финляндии. И те, которые есть, зачастую отстоят от трассы на несколько километров, на самой трассе заправки очень редки. Докатавшись до «лампочки», нашли-таки – то ли «Shell», то ли «Neste», уж не помню точно. Долго общались с автоматом-бензоматом, нашли–таки общий язык. 100 евро отдал, около 60 литров 95Е получил по 1,649 евро/литр. 98Е – 1,699 евро/литр, DI – 1.519 евро/литр. Потом появились тоннели – штуки четыре было, от полукилометра до двух километров длиной. Непривычно, из самого длинного на открытую дорогу выезжали с радостью. До Турку добрались около обеда. Город значительно больше Котки – всё-таки древняя столица Финляндии, вечный соперник Хельсинки – но не огромный и хорошо понятный. Главное – перебраться на нужный берег реки Аура (Aurajoki) в нужном месте – некоторые мосты с односторонним движением.
Сначала едем в порт, находим нужный терминал Silja Line – что бы вечером не блудить. В порту знакомимся ещё с одним автоматом – он бесплатно раздаёт всем желающим карты Турку. Взяли две, и поехали обратно в город. Тут уже бесплатных парковок мало. Остановились в районе Порт-Артур (крепки российские корни в Финляндии!) за 1 евро/час неподалёку от Михайловской церкви и парка Manntrheimin puisto. Посетили саму церковь – величественное неоготическое сооружение, сначала даже приняли её за Кафедральный Собор.
Напротив церкви, через дорогу – небольшой бюст на постаменте. Подошёл ближе - мужик в ушанке, ещё ближе – прочитал одно слово: Manntrheim, и годы рождения и смерти. Карл Густав Маннергейм, почитаемый в Финляндии не менее, чем Георгий Жуков в России. Воевал с СССР в 1939-1940 годах («Финская война») и в 1941-1944 годах (Вторая мировая на стороне немецко-фашистских войск). В 1944 году, после подписания мирного договора между Финляндией и СССР воевал против гитлеровских войск, вытесняя их с территории Финляндии. Потом пошли гулять по Турку вверх по течению Ауры. На удивление много магазинчиков по продаже самых разнообразных старых вещей, не много кафе. Широкие улицы, небольшие машинки (по-моему, мы на двух джипах в Финляндии как-то вызывающе-неестественно выглядели. Хотя 78-ой регион тоже.).
Очень много зелени и девушек с маленькими собачками. Добрались до Кафедрального собора – да, тут действительно древняя старина, более семисот лет. Внутри - строгая тишина и полумрак, вдоль стен за решётками – несколько саркофагов. Красиво, но непривычно и неуютно.
А на улице солнце, хоть и не жара, но тепло и хорошо. Гуляем дальше, постепенно приближаясь к самому центру – рыночной площади. Торговля уже на исходе, в основном зелень осталась. Картошка – 4 евро/кг. Наконец, нашли, где пообедать. Время до парома еще есть, дальше исследуем Турку. Добрели до Художественного музея, рядом обнаружили стоящий на постаменте бюст Ленина - дар города Ленинграда городу Турку в 1977 году.
Недалеко, в парке - немного странная скульптурная композиция - четыре невысоких, весело танцующих в тесном хороводе человека. Похоже, одна женщина и трое мужчин. Уже после возвращения нашёл описание – оказывается, женщина символизирует Россию, а мужчины – Финляндию. За Российско-Финскую дружбу! Однако пора и в порт выбираться. Оплаченное время несколько просрочено, надеемся, что парковочная полиция не заметила, или простит. По уже знакомым улицам выезжаем в порт, и начинается несколько волнительная процедура погрузки. Пассажиры без авто грузятся через другой терминал, а здесь – большое асфальтовое поле, разделённое на две половины линией металлических ворот с будками «Check in». Перед ними уже нанесена разметка, а высоко над головами – что бы прошёл самый большой негабарит – развешены указатели, каким машинам куда направляться. Выбрав подходящий силуэт, обмениваем в будке «Check in» свои ваучеры на посадочные талоны – отдельно на людей, машины, ужин. Дополнительно получаем картонную подвеску на зеркало с буквой «А» - это отличает нас от 99% машин в порту. Почти все плывут в Швецию, в Стокгольм – а мы на Аландские острова. Проезжаем через ворота, позади остаётся сухопутный материк, а мы уже как бы и не на нём, не на суше - мы в морском порту. Строгие ряды машин, разбитых по высоте и приготовившихся к погрузке. Стройные девушки в жёлто-зелёных жилетках, управляющие всем движением людей и автомобилей. Слегка волнующиеся люди – водители и пассажиры на причале, у самой воды. ...И море, Балтийское море. Синее небо, легкие облака, на море лёгкая зыбь. На горизонте - острова архипелага Турку. Чуть правее разгружается недавно пришедший небольшой паром. И везде - чайки, чайки, чайки… Жёлто-зелёная девушка, переспросив: «Aland?», получила утвердительный ответ и направила наши машины в самую короткую колонну. Похоже, это как раз те автомобили, которые в конце первого часа ночи следующего дня должны будут выгрузиться в порту Лонгнес на одном из Аландских островов. Вроде все машины уже собрались – никто больше не подъезжает, а нашего парома всё нет. По времени уже пора. Тот паром, который неспешно разгружается неподалёку на роль двенадцатипалубного никак не подходит. Но вот из–за ближайшего острова показывается небольшой корабль, и начинает расти прямо на глазах, довольно быстро для своих огромных размеров, приближаясь к причалу. Совершенно непонятно, как этот самоуверенный красавец сможет вовремя затормозить и остановиться – он уже застилает пол-неба и продолжает неумолимо надвигаться.
Однако он сделал всё, как надо – еще не доходя до причала, начал открывать ворота в носовой части, потом очень аккуратно занял своё место. У причала встал, как влитой - будто никуда и не уходил.
И сразу началась разгрузка – из трюма одна за одной начали выезжать машины. Сначала осторожно выбирались с причала на землю, а там уж уверенно прибавляли скорость, и разлетались, кто куда. Настала и очередь погрузки.
Жёлто-зелёная махнула рукой сначала правой колонне автобусов и фур, а потом и нам. Так что в трюм, на третью палубу, въехали одними из первых и проехали до кормовых ворот – нам отсюда и выезжать первыми. Быстро собрали немного вещей, закрыли машины – и наверх, на девятую палубу в свои каюты. Водонепроницаемая дверь зашипела и медленно открылась, потом долго шипела, закрываясь за спиной. Ну вот, погрузились. Похождение продолжается плаванием... Плыть предстоит не очень долго – всего четыре часа, и вскоре мы окажемся на Аландских островах, посредине между Финляндией и Швецией. Аландские острова, Аландский архипелаг, Аланды - место совершенно уникальное с точки зрения географии, истории и современности. Немного о том, куда мы плывём (КАРТА) Исторически это шведская территория, но в результате многолетнего противостояния России и Швеции, во время которого Аланды были ареной военных столкновений, Россия взяла-таки верх. В начале 18-го века на Аландах дважды побывал Пётр I а в заключительном Аландском походе корпусами российских войск командовали Багратион, под началом которого был Денис Давыдов, и Барклай–де-Толли. Так что победа над Наполеоном закладывалась уже на Аландах. Россия владела Аландскими островами более века – с 1809 по 1917 год. В 1828 году на западном – самом близком к Швеции - побережье острова Экерё был построен Российский почтовый дом, а год спустя на острове Аланд начато строительство российской крепости Бомарсунд. В середине XIX века, по окончании Крымский войны, российское военное присутствие на Аландах было ограничено, но до 1917 года - до предоставления Финляндии независимости от России - Аландские острова входили в состав Российской империи. После обретения независимости в составе Финляндии Аланды захотели было вернуться в Швецию, однако Финляндия была категорически с эти несогласна. Назревал очередной конфликт, но мудрое решение Лиги Наций зафиксировало современное состояние Архипелга – в составе Финляндии, с сохранением демилитаризации, нейтралитета и автономии. Сегодня Аландский архипелаг, расположенный на линии Турку – Стокгольм равноудалено от Финляндии и Швеции, пользуется своим особым положением по полной программе. Официально Аланды являются частью Финляндии, но с такой автономией, что про материк не вспоминают ни сами аландцы, ни гости архипелага. Фактически, Архипелаг – маленькая островная страна со своей властью (губернатор и премьер-министр), собственным флагом, гербом и девизом («Острова мира»), шведским (!) языком в качестве государственного, аландским региональным гражданством (со специальной отметкой в финском паспорте), собственными автомобильными номерами, собственным национальным доменом .ax (вся Финляндия - .fi). К тому же граждане Аланд освобождены от службы в финской армии. И все эти автономные прелести имеют немалое отношение к России – ведь пошла аландская мирная автономия от Парижского договора 1856 года, по которому Россия перестала укреплять Аланды, как свой западный форпост и согласилась с отказом от призыва жителей остров на воинскую службу. Этому предшествовала битва русских защитников недостроенной крепости Бомарсунд на острове Аланд с англо-французской эскадрой летом 1854 года. Превосходящими силами союзников после многодневной бомбардировки с моря крепость была разрушена и захвачена. После Пражского договора, ознаменовавшего завершение Крымской войны, Аландские острова превратились в российскую демилитаризованную зону. И начался новый период российских Аланд – в 1859 году закладывается первый (и единственный) город Аландского архипелага – Мариехамн. Город был назван в честь супруги российского императора Александра II Марии Александровны, и вскоре фактически стал столицей архипелага. Этому способствовал и ещё один наш соотечественник – русский купец Николай Ситков, один из основателей аландского торгового флота и города Мариехамн, член нескольких властных городских структур, вице-консул Швеции и Норвегии. Российское вековое присутствие оставило свои следы во многом – от ежегодных «русских дней» в окрестностях Бомарсунда и памятника Николаю Ситкову в центре Мариехамна, до солёных огурцов в меню и некоторых русских слов в местном диалекте... Итак, мы на пароме. Двенадцатипалубная бело-синяя громадина Silja Europa стоит неподвижно у причала, в неё затягиваются оставшиеся машины и пассажиры.
С высоты открытой одиннадцатой палубы видна часть Турку и второй, столь же величественный, но бело-красный, конкурирующий паром Viking. Оба собираются из Турку в Стокгольм, но только Silja Europa с заходом на Аланды.
За кормой – не открытое море, а длинный залив (а может, пролив между островами). А над головой носятся чайки. Молниями пролетают вдоль бортов от города к заливу и обратно, кричат, суетятся…
Тем временем погрузка заканчивается. Пассажиры высыпали на верхние открытые палубы, и людской гомон уже перекрывает крики чаек. На пароме уже открыты бары, кое-где веселящие напитки разливают прямо на палубах. И народ не мешкает – почти всем плыть целую ночь, так что можно расслабиться. На корме начинается небольшой сольный концерт, пиво льётся рекой.
К моменту отплытия почти все уже приговорили стаканчик-другой чего-либо, а в руках – следующая порция. Медленный отход парома почти никем не замечен. Он и в самом деле отошёл очень тихо и плавно – вот между паромом и причалом появилась полоска воды - она растёт, а берег удаляется. Аккуратно развернувшись, наш паром начинает выбираться из архипелага Турку. Вслед нам пристраивается Viking, отошедший чуть позже.
Вдоволь надышавшись свежим вечерним морским воздухом, и налюбовавшись морскими просторами, спускаемся с верхней палубы внутрь парома. Буйная жизнь перенеслась сюда раньше нас – многочисленные бары, магазины заполнены людьми. Уже смеркается, а тут везде яркий свет, музыка, сотни людей кочуют между палубами, прозрачные лифты трудятся без остановок. Десятки (может, и сотни) игровых автоматов тоже не простаивают, не скучает и казино. Вскоре открывается новое развлечение – дьюти-фри, и все устремляются туда. Практически все плывут из Финляндии в Швецию, и заслуженно пользуются преимуществами временной экстерриториальности, а мы-то границ не пересекаем, однако нам так же доступны все блага нейтральной территории. Вскоре после открытия дьюти-фри, заметно повысившего градус общего веселья, наступает пора ужина. Беспощадный шведский стол с пивом и вином несколько успокаивает пассажиров, а два водителя только облизываются на неисчерпаемые источники пенного напитка и целые поляны винных бокалов. Ещё один выход на верхнюю палубу в сумерках. На удивление палуба безлюдна и чиста, а ведь час-полтора назад всё было в людях, разбросанных пустых банках, пакетах и стаканах. На палубе прохладно. Солнце уже готовиться скатиться за за горизонт, а пока протягивает нам прощальную вечернюю дорожку.
На море лёгкая рябь, тут и там разбросаны небольшие острова, обозначаемые бакенами. Сзади, на почтительном удалении, идёт Viking. Спать не предполагалось, каюту взяли одну на всех. Прикинул, что можно немного отдохнуть и забрался на верхнюю койку и задремал. Почему-то была уверенность, что по подходу парома к Аландам нас предупредят и пригласят к машинам. Судовое радио постоянно что-то бормотало, но желанного призыва услышано не было. Решили на всякий случай выдвинуться на нижнюю палубу самостоятельно. Каково же было моё удивление, когда, подойдя к машине, я увидел открывающиеся кормовые ворота! Быстро по местам, ключ на старт – и всего четыре-пять машин, включая наши две, выползли из трюма парома в ночную темноту. Ворота за нами немедленно закрылись, и паром сразу же растаял. День десятый. Аландские острова. Как-то быстро, практически моментально, свершился переход из состояния «плывём на пароме» в состояние «стоим на земле». Несколько ошарашено вспоминаю куда рулить - паром причалил в порту Лонгняс, на одном из островов Аландского архипелага Лумпарланд, до гостиницы Мариехамна ещё около сорока километров. Недолго думая, вцепляюсь в габариты последнего авто, уходящего из порта, и двигаюсь за ним. Дорога одна – хоть и тёмная ночь вокруг, заблудиться вроде негде. Через некоторое время пересекаем пролив между островами Лумпарланд и Лемланд, и вскоре впереди засветился город Мариехамн. Навигатор с OSM картой Финляндии неплохо знает эти места, и уверенно ведёт к гостинице «Архипелаг» (hotel «Arkipelag»). Местного времени - второй час ночи, по опыту предыдущих финских ночёвок мы предвкушаем уютную гостиницу, быстрое заселение и спокойную ночь перед уже сегодняшними дневными путешествиями. Едем вдоль побережья, навигатор предлагает последний поворот направо. Поворачиваем, видим гостиницу – и тут ночь взрывается невообразимой музыкой и рёвом автомобильных моторов. Впереди горит разноцветными огнями Chili-bar, там же скопище невиданных авто и толпы гуляющих людей. Опасливо паркуемся напротив гостиницы – мимо нас проносятся огромные ревущие автозвери середины прошлого века.
Разум отказывается понимать происходящее и ищет укрытие в стенах гостиницы. Здесь всё тихо и спокойно, получаем ключи от номеров и места на парковке. Поспать толком не удалось – город продолжал гудеть, громыхать и веселиться. Проезжающие полицейские машины внимательно осматривали происходящее и спокойно двигались дальше. При всём при том происходящее не было агрессивным – мимо гуляющей молодёжи спокойно и неторопливо прогуливались пары старшего и пенсионного возраста.
Спали совсем немного, но, видимо, энергия Мариехамна вселилась и в нас – быстро позавтракали и пошли в город, пока пешком. Chili-bar уже притих, и стал совсем незаметен. Сразу за ним оказалась мастерская стеклодува, и через квартал – главная улица города - Торггатан (Torggatan). На протяжении нескольких кварталов улица пешеходная, множество кафе, магазинов и магазинчиков, и вот в самом центе – памятник Николаю Ситкову, его же фамилия – на фасаде следующего здания (Sittkoff). По-прежнему не отпускает некоторая нереальность происходящего – автомобили середины прошлого века явные хозяева этого города, современные авто передвигаются по городу опасливо. Немного обогатившись сувенирами, возвращаемся на парковку гостиницы. И здесь по соседству обнаруживаем великолепную автоакулу – огромную, зубастую , но весёлую.
Разум уже почти примирился с действительностью – выезжаем за город в направлении средневекового замка. Почти , но не совсем - мы уже начинаем верить в кастельхольмские привидения... Расстояний на Аландах, по сибирским меркам, почти нет – три десятка километром по хорошему асфальту мимо полей и перелесков, пара километров по грунтовке - и вот он, самый настоящий средневековый замок. С виду простое строение, к тому же полуразрушенное. Но внутри – чего только нет! Обширные залы с небольшими окнами, высокие тесные башни – колодцы, мрачные подвалы, галереи с узкими амбразурами, множество переходов на разных уровнях. Весьма впечатляет, излазили всё снизу до верху. Снаружи замок особо не воспринимается, но находясь внутри каменных полутёмных помещений волей-неволей проникаешься средневековой жизнью. Этому замку более шестисот лет, он пережил датско-шведские битвы и пиратские нападения, был жилищем королевских наместников и тюрьмой для именитых особ. Разрушался артиллерийскими бомбардировками, восстанавливался и вновь горел. Использовался, как зернохранилище, и разбирался на стройматериалы…
И только в конце прошлого века началось его реставрация, которая продолжается до сих пор.Сейчас разрушенные части интенсивно восстанавливаются – через несколько лет всё будет еще монументальнее, загадочней и тревожнее. Вот тогда-то привидения и вернутся, а пока им всё-таки неудобно – большая часть замка находится под открытым небом. Далее из средневековья направляемся в XIX век – к разрушенной российской крепости Бомарсунд, на развалинах которой зародилась современная аландская автономия. Километры считать смысла нет – их тут везде немного. Вскоре мы уже на месте. По большой окружности на побережье острова стоят редкие останки кирпичных стен и гранитной облицовкой. Внутри, за стенами груды битого кирпича - вот и всё, что осталось от крепости, которая геройски погибла, так и не дождавшись окончания строительства. Крепость Бомарсунд. Немного российской истории. Более полутора веков назад, в 1854 году, недостроенная крепость приняла свой первый и последний неравный бой. К этому времени она была сооружена меньше, чем на треть – из планируемых девяти башен стояло только три, немногие готовые укрепления и оборонительная казарма (форт), прикрывавшая пролив Бормазунд, стояли отдельно, не связанные друг с другом. Крепость имела чуть более сотни пушек при боеспособном гарнизоне до 1600 солдат в числе общего населения немногим более двух тысяч человек. При таком состоянии крепость не представляла серьёзного военного препятствия, и мотивы союзных англо-французских войск не совсем понятны – возможно, союзники хотели, одержав лёгкую победу, втянуть в войну на своей стороне Швецию, давнего соперника России в северных морях. Так или иначе, но в конце июля 1854 года пехота и флот союзных войск начали осаду крепости Бомарсунд. Корабли, накапливавшиеся неподалёку от острова в течение всего июля, высадили десантные отряды численностью более 10 тыс. человек. Кроме стрелковых частей на остров были переброшены сапёры и крупнокалиберная осадная артиллерия. Началось сооружение артиллерийских батарей для бомбардировки крепости с суши. Тем временем начался обстрел крепости с англо-французских кораблей. Защитники российской крепости всеми силами препятствовали разворачивающимся работам, ведя обстрел наступавших войск одновременно с ответным огнём по эскадре союзников. Однако огневой мощи крепости оказалось явно недостаточно – калибр крепостных орудий был мал, и дальность стрельбы заметно уступала неприятельской. Сначала все усилия союзников были сосредоточены на Западной башне «С». По вступлении в бой артиллерийских батарей крупнокалиберные осадные орудия смогли пробить стены башни. Через некоторое время башня «С» запросила 4-х часовое перемирие, но французы потребовали безусловной сдачи башни. Несмотря на полную безнадёжность сопротивления, предложение о сдаче было отвергнуто, и через час огонь с обеих сторон был продолжен. Однако к следующему утру огневые резервы и человеческие силы оставшихся в живых ста семидесяти защитников западной башни были совершенно истощены, и Западная башня «С» крепости Бормасунд была захвачена штурмом союзников. На эту башню был перенесён огонь оставшейся российской артиллерии с форта и других башен, который довершил её уничтожение. Через два дня мощнейшим артиллерийским огнём с наземных и корабельных батарей была разбита практически до основания Северная (Нотвичская) башня «U». После этого все англо-французские силы, постоянно пополняющиеся новыми приходящими кораблями, обрушились на последнюю башню «Z», находящуюся на соседнем острове Престо (Прест-э), и оборонительную казарму (форт). Башня «Z» успешно оборонялась, и даже принудила противника к отступлению. На высаженный десант в числе тысячи солдат при поддержке корабельной и наземной артиллерии захватил и эту башню. Почти одновременно пал разбитый и обескровленный форт. Крепость Бормасунд была окончательно разгромлена и захвачена многократно преобладающими силами союзных англо-французких войск. Россия потеряла более полутора тысяч своих солдат, храбро защищавших обречённую крепость… Уже через месяц англичане и французы покинули место сражения, предложив Швеции воспользоваться ситуацией и ввести свои войска на Аланды. Однако король шведский Оскар категорически отказался, не желая вступать в конфликт с Россией - шведы хорошо понимали, что военная мощь российской армии по наступлении зимы и замерзании проливов позволит в кратчайшие сроки смести со своей земли любого захватчика.Так Алдандские острова в составе Великого княжества Финляндского прибывали в составе Российской империи до 1917 года, являясь самым западным форпостом России.
…И вот в начале XXI века мы медленно идём вдоль стен крепости, разрушенной в середине XIIX века. Мощные кирпичные стены, облицованные квадратными и шестигранными гранитными блоками, опоясаны осыпавшимся и заросшим оборонительным рвом. На западных стенах нет отметин от вражеских снарядов – обстрел вёлся со стороны пролива, эту часть крепости захватчики взрывали, превратив большую часть крепостных сооружений в груды битого кирпича. Аккуратное деревянное ограждение из жердей, деревянные же помосты и лесенки превратили останки боевой крепости в музейный экспонат. Между бывшей оборонительной казармой и крепостными стенами проходит современная асфальтовая дорога с мостом на остров Престо. Но с востока по-прежнему грозно смотрят в сторону пролива чугунные пушки с российскими орлами, а разбитые стены форта до сих пор хранят следы беспощадной бомбардировки. Обходим все возможные сохранившиеся останки крепости, пытаясь представить события более чем полуторавековой давности – небольшой пролив, заполненный англо-французскими кораблями, грохот пушек, клубы порохового дыма, разлёт осколков снарядов и гранитного щебня… Сейчас здесь очень тихо – вместе с нами ходят ещё три-четыре человека, шоссе пустынно. Возвращаемся к машинам и трогаемся в дальнейший путь. Сейчас наша цель – северная оконечность Архипелага, Гора Йета (Geta bergen). Гора достаточно условная – над уровнем моря поднимается всего на 98 метров, но где-то там есть смотровая вышка и небольшой ресторан. Это очень кстати, пока мы подкрепились только завтраком в гостинице. Едем нетороплива – тут всё рядом, на расстоянии нескольких десятков километров. Дороги в основном двухполосные, машин немного, больших – как мы – нет совсем. Заблудиться негде, по всему архипелагу проходят всего четыре дороги . вполне можно ездить не по навигатору, а по компасу или солнцу.
Погода отличная – не жарко, солнечно, сухо. Подъезжаем к мосту через пролив Фьерсундет. Где-то здесь ещё одна местная достопримечательность – Кафе «Уффе на горе» (Uffe på berget). Почти сразу находим подъезд к нему по грунтовой дорожке сквозь прибрежный сосновый лес. Машины оставляем под горой, сами пешком вверх. Надеялись забраться высоко-высоко и вдоволь насмотреться вокруг, а потом ещё и перекусить. Первое удалось в полной мере, пришлось только расстаться с несколькими евро. Но вид сверху того стоил – внизу извилистый пролив со многими рукавами, на каменистых берегах в изобилии раскинулись сосновые леса. Кое-где уютно расположились небольшие домики. А вот перекусить не удалось – как говориться, иногда кафе просто кафе. Только кофе и какие-то печенюшки, это явно не для нас. Да и посетителей непривычно много – то и дело с вышки спускаются новые партии, которые сразу же набрасываются на кофе. Теша себя надежной на полноценный обед на горе Йета, спускаемся к машинам и двигаемся дальше. Катимся неторопливо, оглядываясь вокруг. Цивилизация сюда не сильно торопится – вдоль дороги почти всё время леса, перелески, поля. Заправок, кафе, магазинов и пр. не видно, да и зачем? При здешних расстояниях особой необходимости в дорожном сервисе, видимо, нет. Сворачиваем с дороги №2 на дорогу №4 – сразу чувствуется, что даже по здешним меркам едем в глушь. Совсем исчезли и так немногие встречные и попутные машины, лес подобрался поближе к асфальту, заметно подъев обочины. Такое ощущение, что заехали куда-то далеко-далеко. Но взгляд на навигатор возвращает в реальность – здесь нет такого слова - «далеко». Наконец дорога чуть заметно приподнимается – видимо, мы едем в гору и приближаемся к цели. Да, так оно и есть - сосны нехотя расступились, на небольшом каменистом плато автостоянка и приземистое сооружение – ресторан! Очень хочется кушать, но увы – «закрыто на спецобслуживание». Вежливый секьюрити понимает нас, но ничем помочь ничем не может… Ладно, будем питаться пищей духовной – вперёд, на смотровую вышку! Где же она… Ходим, бродим – ничего не находим. Чувствую, мой авторитет под угрозой - пошёл обратно в ресторан. Тот же самый секьюрити не прогнал непонятливого туриста, а очень постарался понять, что тому надо. Наконец basic english, сопровождаемый активным жестикулированием вызвал прояснение и радостную улыбку аландца. С помощью общеизвестных «лефт» и «райт», и ответного языка жестов было кратко и понятно изложено направление нашего дальнейшего движения. Смотровая вышка оказалась в глубине леса, и ценность её, откровенно говоря, намного уступала нашим надеждам. Сосновое море внизу, и где-то на горизонте уже привычное чередование полос водной глади и тех же сосновых перелесков. Вышка оказалась подзаброшенной, скрипела от шагов и от ветра, была исписана нечастыми посетителями – но русского слова здесь мы не обнаружили. Голодные, и уже немного усталые, двигаемся дальше. У нас нет альтернативы автопутешествию по Аландам - паром в Хельсинки отходит почти в полночь. К тому же впереди у нас географическая и историческая цель нашего похождения - Российский почтовый дом на западном побережье острова Экерё, самого западного острова Архипелага. Императорский Почтовый дом был поставлен на самом малом удалении от Швеции не случайно, а в вечное напоминание – Россия здесь отныне и навеки! Уже знакомой дорогой №4 возвращаемся на пересечение с дорогой №2, и направляемся на запад – к дороге №1. Тут впервые на Аландах, да и во всей Финляндии, застаём довольно серьёзную аварию – две машины с Аландскими номерам не разошлись на встречных курсах. Учитывая отличные погодные условия и вполне дружелюбный участок дороги - виной всему, видимо, превышение скорости от расслабленности на пустынном асфальте. Работают полицейские, стоят в ожидании два эвакуатора… Аккуратно объезжаем несчастливое место, и продолжаем двигаться на запад. Минуем привычные сосново-берёзовые перелески, аккуратные поля, небольшие селения с одно-двухэтажными домиками преимущественно кирпично-бородового цвета. Не торопимся, редкие машины нас спокойно обгоняют. Солнце яркое-яркое, небо синее-синее, деревья и поля зелёные-зелёные, дорога ровная-ровная – просто рай какой-то! Но вот очередная реальность Аландов – справа на большой лесной поляне стойбище тех самых чудных авто середины прошлого века. Не останавливаясь проезжаем мимо – такое ощущение, что на столь маленькой территории нам не избежать более тесной встречи. Приближаемся к побережью. Минуем крупный населённый пункт – несколько десятков домов, четырёхполосная дорога, магазин на перекрёстке – и двигаемся дальше. Совсем скоро въезжаем на западное побережье Архипелага. До Ботнического залива пара сотен метров. Оставляем машины напротив непривычно большого, не по-здешнему основательного длинного двухэтажного здания, и быстро идём к самому берегу. Достигли, добрались, доехали! Стоим на берегу, по левую сторону – Финский залив, по правую – Ботнический, за горизонтом – Швеция. А совсем рядом три строения уже привычного тёмно-бордового цвета, небольшой причал и флагшток с флагом почтовой службы, весьма напоминающий шведский – рожок с короной. Я почему-то решил, что российский почтовый дом должен стоять на самом берегу, и теперь озираюсь в поисках чего-то похожего.
Но рядом больше ничего нет, зато из домика выходит пожилой местный житель. Не задумываясь о языковом барьере (финскому, равно как и шведскому, не обучен), с помощью элементов «basic English» начинаю расспрашивать об искомой цели путешествия. Вскоре выясняется, что мы как-то друг друга понимаем. Это место – один из пунктов старого почтового пути. Он сам живёт здесь давно вместе с женой. Удивлён, что мы из России, русские здесь бывают редко. Про то, что мы из Сибири, по-моему не поверил… Но знает, что это очень далеко, туда ссылают людей и там много снега. А Российский почтовый дом – это то самое здание, возле которого мы оставили машины, теперь там Музей почты. Возвращаемся обратно и неторопливо рассматриваем самое западное российское почтовое строение. Здание стоит уверенно и монументально - действительно, строилось на века. Уже вечереет, музей закрыт – так что внутрь не попали, зато к истории государства Российского удалось прикоснуться. Почему-то не покидала мысль – «могли бы сейчас без роуминга разговаривать…». Это была самая дальняя точка похождения. Обратно в Мариехамн доехали быстро, а вот в город въехали немного с другой стороны – не по набережной, а по центральной улице. И сразу же попали в уж подзабытый мариехамнское автосумашествие. По четырём улицам, квадратом охватывающим центр города, катилась бесконечная, замкнутая в кольцо вереница чудных автомашин. Самых разных марок и расцветок, с различными номерными знаками и совсем без них. Общее одно – весёлые, ярко одетые водители и пассажиры, такие же зрители на тротуарах.
Мариехамн и сам-то невелик, однако кольцо центральных улиц всё же насчитывает несколько километров – и на протяжении всех этих километров плотно, но с разумной дистанцией дружно двигается бесконечная пёстрая лента автомобилей из далёкого прошлого. Иногда кольцо прерывается, что бы пропустить авто с пересекающих улиц – чем мы успели воспользоваться – и разу же вновь смыкается. Немного заблудились и незаметно проехали сквозь весь город. Зато возвращаясь на набережную, смогли встроиться в весёлую карусель. Мы-то тоже были в диковинку и водителям, и зрителям, так что быстро влились в общую атмосферу непонятного действа – фотографировали (и мы, и нас) всё происходящее, как могли, отвечали на приветственные возгласы в нашу сторону. Потом-таки выбрались из круговерти, найдя свободное для парковки место на набережной. И уже пешком отправились в поисках чего-нибудь съестного. Однако всё оказалось не так просто – все возможные места предлагали лишь пиво с закуской, а прочие были полностью забиты. Зато около одного из кафе мы стали свидетелями демонстрации возможностей «пожечь резину» одного их участников шоу. С трудом нашли более-менее доступный фаст-фуд, и наконец-то хоть что-то съели. Подкрепившись, решили совершить ещё одно маленькое путешествие – на юг Архипелага. Сам Мариехамн находится в южной части, так что ехать далеко не пришлось. Ещё раз, уже напоследок, полюбовались дорогой , переходящей с острова на остров, открывающимися заливами, белыми лебедями, спокойно правающими около дамбы. Вот, наконец, и южная оконечность острова, дальше только воды Финског залива. Почти везде, где планировали – побывали, всё, что хотели – увидели. Пора выдвигаться в порт для следующего морского путешествия. Нас ждёт ночной рейс парома Мариехамн - Хельсинки.
Приехали в порт незадолго до прибытия парома, так что снова смотрели и дивились филигранной грации причаливания огромного морского судна. На это раз грузились так же с носа, но в конец авто, загрузившихся в Стокгольме – так что в Хельсинки въедем задним ходом. На пароме уже спокойно – кто-то терзает игровые автоматы, кто-то в немногие оставшиеся часы затаривается в дьюти-фри… Мы же хоть и усталые, всё же спустили несколько евро в автоматах и , выбравшись на верхнюю палубу, полюбовались величественными картинами ночного Финского залива. По каютам разбрелись далеко заполночь. Продолжение следует! Комментарии, мнения, вопросы - на Форуме, в теме "Новосибирск - Питер - Финляндия, Аланды".
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||