Живые дороги Сибири - информационный портал

октября, четверг

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Алтайский Храм в далёкой Антарктиде

17.02.2009

Село Кызыл-Озек находится в России, на севере Республики Алтай. Оно примыкает к Горно-Алтайску - столице Республики, и расположено вдоль реки Майма, впадающей в Катунь. Через Кызыл-Озек проходит дорога к Телецкому озеру, до него чуть меньше полутора сотен километров.

Станция Беллинсгаузен находится в Антарктиде, на острове Кинг Джордж – одном из островов Южного Шетландского архипелага. От берегов Южной Америки его отделяет пролив Дрейка, а до Южного полюса – немногим более трёх тысяч километров.

Алтайское село Кызыл-Озек и антарктическую станцию Беллинсгаузен разделяют не только километры, но и морские мили, и когда в Кызыл-Озеке лето – на станции Беллинсгаузен зима. Но первое, что видят экипажи и пассажиры кораблей, подходящих к антарктическому острову Кинг Джордж – православный Храм, стоящий на прибрежной вершине. И мало кто знает, что родина его – далёкое алтайское село Кызыл-Озек.

История Храма началась девять лет назад, в феврале 2000 года, когда начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Владимирович Лукин и Глава Русской православной церкви Патриарх Алексий II задумались об увековечении памяти граждан нашей страны, отдавших свои жизни нелёгкому делу исследований шестого континента. Со времени начала освоения Антарктиды советскими, а затем российскими исследователями, на антарктической земле нашли свой последний приют более шестидесяти человек. Первым предложением начальника РАЭ было установка часовен на существующих кладбищах сотрудников Российской (Советской) антарктической экспедиции на антарктических станциях Мирный и Молодежная. Однако Патриарх предложил построить храм в Антарктиде, и эта идея начала нелёгкий путь к своему воплощению.

Не только корабли приходят к берегам шестого континента – сюда проложены и воздушные трассы. Авиакомпания под руководством Петра Ивановича Задирова несколько лет доставляла на антарктические станции людей и грузы, и союз двух заинтересованных людей – начальника антарктической экспедиции и руководителя антарктической авиакомпании - позволил перейти к реальным действиям. Пётр Иванович сумел организовать финансирование, создав Благотворительный фонд «Храм в Антарктиде» и проведя конкурс проектов под эгидой Патриархии Русской православной церкви. Патриарх Алексий II в конце 2000 года одобрил один из проектов – им стал эскизный проект Петра Анисифорова и Светланы Рыбак. Главным инженером проекта стал алтайский конструктор Владимир Шмидт – именно он создал уникальную систему креплений для противостояния будущего Храма мощным антарктическим ветрам.

За право постройки состязалось немало строителей, но сооружение Храма было доверено бригаде алтайских старообрядцев из села Кызыл-Озек.

Под руководством архитектора и бригадира Кирилла Хромова алтайские строители – Валерий Унучаков, Владимир Корчуганов, Василий Отришко и Евгений Резцов собрали в Кызыл-Озеке сруб Храма из алтайских пород лиственницы и кедра (лиственница, как самое долговечное дерево, пошла на нижние венцы).

После окончательной сборки Храма на алтайской земле, все его составляющие были промаркированы, и Храм был разобран – приготовлен для переезда на место установки. Осенью 2003 года несколько тяжело гружёных фур доставили элементы Храма из Республики Алтай через всю страну в порт Калининграда, а в декабре того же года теплоход «Академик Сергей Вавилов» доставил будущий Храм к берегам острова Кинг Джордж. Вскоре в Антарктиде собралась вся бригада сборщиков Храма – к алтайским строителям присоединились каменных дел мастера – Сергей Голомолзин, Сергей Бусыгин и скульптор Евгений Скурихин. Они занимались изготовлением и сборкой иконостаса Храма, а альпинист Владимир Жираковский обеспечивал высотные работы.

В середине декабря 2003 года все составляющие Храма были выгружены на берег, и началась работы по установке. Место возведения Храма было определено заранее – ещё в начале 2002 года по благословению Патриарха Алексия II священники совместно с полярниками выбрали и освятили прибрежный холм, с которого Храм был бы виден издалека.

В середине февраля следующего, 2004 года все работы были закончены, и 18 февраля Наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност освятил Храм во имя Святой Троицы.

С тех пор прошло уже пять лет. Свято-Троицкий Храм действует, в нём проводятся православные обряды. В начале 2007 года произошло знаменательное событии – в Храме впервые состоялся обряд венчания россиянки и принявшего православие гражданина Чили – сотрудника соседской антарктической станции «Фрай».

Храм прошел первые годы испытаний суровой антарктической природой, став символом российского присутствия на шестом континенте для всего мира, кусочком Родины для российских полярников, и памятником всем людям, объединившимся для небывалого ранее великого дела. А стены его до сих пор помнят свою родину – алтайскую прибрежную тайгу Телецкого озера…

Портал «Живые дороги Сибири» искренне благодарит начальника Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерия Владимировича Лукина и Александра Гаврилова, администратора сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за предоставленную информацию.

В тексте также использована информация и фото с сайтов:

- "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт";

- "Антарктика: хроника событий возведения первого Российского Православного Храма в Антарктике";

- "Alma Mater" (газета ТГУ);

- "Творческая мастерская архитектора Ансифирова П.И.";

- сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

- "Русь Державная";

- "Свободный курс" (ИД Алтапресс);

- "Континент-Сибирь".

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

30.12.2019
Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее

19.07.2019
В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее

19.07.2019
В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее

17.07.2019
Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее

17.07.2019
Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab