Живые дороги Сибири - информационный портал

апреля, четверг

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Материалы   /  Главная

Байкальское похождение.

15.07.2006

15-27 июля 2006 г.

Мысль о поездке на Байкал зародилась примерно год назад, после возвращения с Актру. Впереди было еще остаток лета и немного осени, но больших похождений уже не предвиделось - только традиционный сентябрьский Алтай. А хотелось чего-то нового и далекого. Асфальтовых дорог и лесных троп, рек, озёр и горных вершин, много чистого воздуха и безграничной свободы. И ещё чего-нибудь неизведанного. И на машине, и ехать долго, чтобы подальше куда-нибудь …

Из этого всего сброда желаний постепенно выкристаллизовывался Байкал. Конечно же, Байкал! Хватит и дорог - и туда, и там - а уж всего остального будет в изобилии. А за оставшееся время вполне можно неплохо подготовиться, что бы драгоценные летние дни были бы до предела наполнены впечатлениями.

Итак - Байкал, программа-максимум. Ограничено только время - две недели. Сначала казалось, что этого вполне достаточно, и в план были щедро включены не только побережье от Малого моря до Баргузина, но и Аршан, и даже Хубсугулу нашлось место. Но ближе к началу лета реальность постепенно начала вытеснять мечты, вольное разглядывание карты, чтение путеводителей и описаний сменил расчёт километров и часов. В итоге остался только Байкал, допустивший лишь отклонение вверх по своему главному притоку - Селенге чуть выше Улан-Удэ, как дань религии (буддизм) и игре (геокэшинг).

К середине мая маршрут был окончательно собран, и вот что получилось:

Новосибирск - Зеленогорск - Иркутск - Листвянка - Иркутск - Усть-Орда - Еланцы - Малое море (Ольхон) - Иркутск - Култук - Мурино - Улан-Удэ - Селенгинск - Слюдянка - Ангарск - Зеленогорск - Новосибирск.

Ночуем в Зеленогорске, до него чуть больше тысячи километров. Ещё чуть больше до Листвянки, это уже Байкал! Самая ближняя точка. Одного дня там вполне хватит, дальше через Иркутск (другой дороги нет) на Малое море, подальше от шумных баз в районе МРС, на Курму. Оттуда на катере на Ольхон сходим, выберемся в Сарминское ущелье - логово самого ужасного байкальского ветра. И снова через Иркутск, на другой берег - западный, а потом - на южный. Где-то там, на границе с республикой Бурятия, нас ждут тёплые озёра в верховьях реки Снежная. Потом на Улан-Удэ, и там, за городом, будет самая дальняя точка похождения. Вернее, две точки - на разных выездах из города: гора "Спящий лев" и Иволгинский дацан. Оттуда будем уже постепенно приближаться к дому.

Дорога до Зеленогорска хорошо известная, не раз езженная. А вот после Канска, похоже, нас ожидают чудеса. Про дорогу до Тулуна рассказывают самое разное, но хорошего никто не сказал. Однако ездят же как-то… Поехали!

Выехали рано утром 15-го июля. Как всегда, по дороге на Ленинск-Кузнецкий до Журавлёво, дальше, за Журавлёво - на Промышленную-Кемерово. Перед границей НСО, привычно лавируем между ямами, теша себя надежной, что хуже не бывает. Не знали мы ещё худших дорог… Кемерово встретил плакатом про до сих пор ремонтируемый мост, однако, наученные майским оптом - поездкой в Хакасию - на этот раз уверенно рулим с Кузнецкого проспекта направо, потом налево - на Кузбасский мост. Ещё немного, и вот мы уже на серпантине. Влево-вправо, вверх-вниз - последнее развлечение перед тягостной дорогой до Мариинска-Ачинска. Здесь просто едешь, едешь, едешь, и всё. Мариинск и Боготол немного разнообразят дорогу, пока не появятся дымящиеся трубы Ачинска. Значит, до города осталось ещё километров сорок. После Ачинска вроде ничего и не меняется, но как-то веселее становится. Заметно лучше, а местами и шире, становится дорога - в Козульке почти уже площадь. Перед Красноярском стало совсем хорошо, если б не ремонт дороги - приходится довольно долго ползти по одной полосе. Зато радуют картонные улыбающиеся милиционеры. Сам город проходится хорошо, с северного края, по знакам. На выезде из города снова дорожное строительство - кольцевые развязки, параллельные дороги. В Кускуне появился мост с дорогой в сторону Минусинска, призывающей в новые дали… Ладно, поживём-увидим. Зеленогорск уже совсем рядом, вот и КПП. Итог первого дня - ровно тысяча километров, одиннадцать часов. Что-то будет завтра?

А завтра было так. Очень скоро, почти сразу после Канска, закончилась хорошая дорога. На асфальте появились жесткие глубокие ямы, которые, сливаясь, зачастую полностью перекрывают дорогу. И чем дальше, тем чаще. Спокойствие, главное спокойствие! Там, где можно - объёзжаем эти рытвины по обочине, если и обочина уже убита - подкрадываемся к препятствию, аккуратно ныряем в него, и через некоторое время выползаем с другой стороны. Время, конечно, теряется, но машину надо поберечь - ещё и пятой части пути не пройдено.

Проехали в таком режиме километров двадцать, вроде дорога налаживается понемногу. Переезжаем Бирюсу - уже и солнышко светит, машина снова летит - красота! Дорога почти пустая - попутных мало, а встречных нет вообще. Вот призадуматься бы, почему - но мы же отдыхаем, наслаждаемся дорогой, пока есть возможность. Но вот впереди ДПС, приглашают к обочине. Да пожалуйста, документы, страховка - всё в порядке. Но вместо "Счастливого пути" -что-то другое: "И куда это вы собрались? На Байкал? Ну молодцы, только зря… Езжайте пока потихоньку, да место ночёвки присматривайте - в Тулуне наводнение, город два дня уже закрыт, машины с обеих сторон стоят, когда откроют - неизвестно". Ага, вот почему встречных нет. Печально. Можно бы и вернуться в Зеленогорк, ожидая хороших вестей, однако после короткого обсуждения решили ехать дальше - палатка и спальники есть, так что будь что будет. Правда, после отъезда от КПП из темы разговоров постепенно, но уверенно был вытеснен Байкал, и его место прочно занял Тулун. Что за город, что за река в нём, сколько до него километров и часов. Уже никто не вспоминает Иркутск, быстрее добраться бы до Тулуна с его неизвестностями и неопределённостями. Однако пока спокойно доехали до Тайшета, а после дорога вновь начала чудить - она просто исчезла.


Осталась широкая просека - по бокам лес, под колёсами глина с песком, по обочинам лужи. Лишь километровые столбики уверяют, что это и есть автомобильная магистраль федерального значения М-53. Да ладно, можно ехать, только неровно, жёстко и пыльно. Неторопливо ныряем по кочкам, горки, повороты. Вдруг за одним из них буквально из-под земли вновь появляется асфальт.

Славненько докатили до Алзамая, пообедали, всё время поглядывая на дорогу - не потянутся ли встречные. И вскоре, как первая ласточка - первый перегон. Все проводили его взглядом, но промолчали, чтоб не сглазить. Потом ещё один, дальше кучками стали встречаться, а потом - как прорвало. Похоже, сегодня мы всё же будем ночевать на Байкале. Радостно едем дальше, до ближайшей встречи с реальностью. Реальность ждала перед Тулуном - асфальт опять пропал, оставив лишь месиво из глины, песка и щебня. Перегоны шли уже сплошным потоком - морды заклеены, на стёклах - транзиты, зачастую две машины в сцепке, перед второй - фанерный щит. Первыми шли небольшие легковые - Мазды Фэмили, Ниссаны Кубы, Тойоты Витцы, редко - Короллы, но как шли… Не разбирая дороги, которой, впрочем, не было, не снижая скорости ни перед чем - яма ли, бугор ли, в два-три ряда, почти вплотную бок о бок, только что не перепрыгивая друг через друга, как прорвавшийся на свободу из мифического Тулуна бурный, неудержимый селевой поток. Потом ему на смену пришёл другой - теперь по всей ширине дороге ползут, ворочаются встречные грузовики без номеров. Похоже, оттуда же, из 25-го региона, однако, в отличие от своих меньших собратьев, эти пытаются выбирать дорогу. Пыль столбом, огромные морды и борта возникают неожиданно - только успевай рулить да тормозить. Однако Тулун медленно, но верно приближается, он уже совсем рядом, это придаёт оптимизма.


А вот и он. Правда, весь какой-то мокрый. Машины проходят, но в самом низком месте действительно маленькое озеро, по улицам справа вода в него втекает, по улицам слева - вытекает. Уверенно форсируем его, проезжаем мост - такое ощущение, что прорвались из какого-то окружения или оцепления, почти эйфория. Однако взгляд на карту вновь возвращает в реальность - ещё ехать и ехать, а время уже близится к вечеру. Ну, полетели!

Дальше почти без чудес, борьба только со временем. В Иркутск въехали затемно, но проехали довольно быстро. Оставшиеся 60 км. до Листвянки - как награда за весь день. Прекрасная ночная дорога, почти пустая, с плавными поворотами и приятными горками. Наконец, лес вокруг заканчивается, впереди огромное открытое пространство - значит, Байкал! Однако ночь, ничего не видно. Ладно, утро вечера мудренее. Здесь нас уже ждут, кормят омулем, поят пивом. Всё, спать…

Утро, 17 июля. Байкал. Пасмурно. Слегка сыплется мелкий дождь. Лениво проснулись, позавтракали, и пошли бродить по Листвянке. Сама Листвянка горами прижата к берегу, лишь в местах впадения ручьёв и речек горы отступают - это называется пади. Падь Крестовская,… А Байкал здесь весь за бетонной набережной. Правда, есть ступеньки вниз, так что можно спуститься к воде. А вода, правда, чистая! И холодная. Но чистая. Дно видно глубоко и далеко. Побродили вдоль берега, дошли до какой-то баржи, стоящей перпендикулярно берегу. На неё забрались, с дальнего конца баржи (метров 60-70) по-прежнему видно дно, и рыб плавающих. Дождик понемногу утих, а мы к этому времени уже добрались до музея Байкала.


Много там чего интересного, но главное - это, конечно, нерпы. Чудо-звери живут в огромном аквариуме, и, судя по их страшно довольным мордам, очень этому рады. Несмотря на свой крайне неуклюжий вид, носятся в воде, как торпеды, вращаясь на ходу. Иностранцы довольны, что-то всё время лопочут, фотоаппаратами щёлкают, камерами жужжат. А нерпам только того и надо - кувыркаются в воде и абсолютно счастливы.

Дальше слово "нерпа" сопровождало нас по всей Листвянке. Нерпинарий, сувениры - нерпа на камне, нерпа из камня, картины с нерпами, майки с нерпами… Нерпинарий, кстати, произвёл уже меньшее впечатление - бассейн небольшой, нерпы дрессированные и уже не такие счастливые. После нерпинария забрались на камень Черского - скальный выступ на горе над Листвянкой. Уже и небо стало проясняться и синеть, так что вид сверху совершенно красивый вид открывается - внизу Листвянка, справа исток Ангары, прямо, вдалеке - порт Байкал, а дальше налево и до самого конца - Байкал, сливающийся с горизонтом. Долго сидели там. Потом всё-таки спустились, пообедали, и дальше побрели, в другой конец, к пристани. Так всю Листвянку и перебродили, к вечеру даже устали. Но вечерний омуль с пивом быстро всё поправили.

Как и было задумано, на Листвянку потратили один день. Больше не надо, но и меньше никак нельзя. Нерпы и камень Черского - это уже кусочек Байкала.

На следующий день нас ждало Малое море - пролив между островом Ольхон и материковым берегом Байкала. По берегу расстояние совсем небольшое, но дороги нет - национальный парк. Поэтому возвращаемся в Иркутск, по пути заехав в деревню Большая речка - там живёт бывший политзаключённый Панов. Видимо, он всё то, что думал о временах второй четверти прошлого века, выразил в резьбе по дереву возле своего дома. Из наиболее узнаваемых персонажей - Христос, Ленин, Сталин, Берия. Но много и других образов - всё на трёх или четырёх деревьях вырезано. Получилось очень "весомо, грубо, зримо".


Иркутск опять поехали хорошо, и вот впереди первая из Бурятий - Усть-Ордынский автономный округ. Недалеко от границы весьма интересное сооружение - ритуальная коновязь - обо - с тремя круговыми канавками одна под другой: для жителей верхнего, среднего и нижнего миров. Здесь же пара деревянных лошадей. Всё в ленточках и в монетах. У лошадей специальный чаши под монеты, проезжающие их наполняют, а два пацанёнка лет 8-10 (по местному - "инкассаторы") тут же опустошают. Правда, берут не всё, мелкие деньги оставляют. Положили и мы немного монет, справедливо решив, что мы-то жертвуем Бурхану, а если потом "инкассаторы" забирают - значит, Он не против.

Дорога везде хорошая, даже на перевалах ближе к Байкалу, так что до развилки МРС - Сарма долетаем быстро. Здесь дорога немедленно переходит в жесткую щебёнку, она-то и выводит нас на берег. Но это уже совсем другой берег! Если в Листвянке к Байкалу спускается тайга, то здесь берег каменисто-степной. Горы тоже есть, но чуть дальше от берега, а всё пространство между ними занимает сухая степь с редкими деревцами, щедро усыпанная булыжниками, они же под колёсами. Совсем неожиданная картина. Однако едем дальше. Минуем Сарму - деревня в три домика, и ещё дальше едем. Пейзаж к лучшему не меняется, только иногда появляются небольшие оазисы случайно спустившихся с гор сосен. До одного из них мы и добираемся, добираемся… Наконец, добрались.


Редкие сосны, невысокие и разлапистые. Вокруг степь, камни, песок. Воздух сухой, пахнет степными травами. Громко трещит и летает саранча. Совсем не похоже на побережье, но Байкал - вот он, рядом. Просто здесь он совсем другой. Да, и нет здесь безграничного водного простора - весь горизонт закрывает остров Ольхон, на его фоне ещё острова, поменьше.

Через некоторое время адаптируемся, тем более, что сегодня снова омуль, горячего копчения, и пиво. А завтра - большая морская прогулка, сначала по малым островам, а потом на Ольхон.

Итак, на острова! С утра сидим на берегу, наблюдаем за чайками и попытками починить наш катер. Он какой-то маленький, чёрно-синий, больше похож на моторку-переростка. А рядом стоит белоснежный красавец, стройный, высокий и длинный. Но не наш. Ладно, сидим, ждём. Чаек смотрим. А время-то идёт. И уже зарождаются мысли "а чтоб его не починили, может, на другом пойдём…". Не зря говорят, что мысли могут материализоваться, особенно когда несколько человек, не сговариваясь, думают об одном и том же. Вскоре начинаются переговоры между катерами и разговоры по мобильным. И вот белоснежный лениво отходит от берега и подходит к пирсу. Никого уговаривать не пришлось, через мгновение все на катере, довольные и счастливые. Отшвартовываемся, и понеслись! Вперёд по волнам, двигатель ревёт, брызги летят, ветер треплет всё подряд. Прошли мимо небольшого безымянного каменного острова - камня не видно из-под чаек, будто одна на другой сидят. Примерно полчаса ходу - и подошли к острову Огой. Остров небольшой, километра три в длину, с высокой вершиной посредине.


На Байкале постоянно идёт борьба между шаманизмом и буддизмом, вот на Огое взял верх буддизм. На острове, в самой верхней точке, установлена буддийская ступа - большое символическое сооружение с большим смыслом. В ступу заложены три слоя: первый, самый нижний - оружие прошедших войн (авиабомбы, снаряды, автоматы, патроны). Это то, от чего надо избавиться, оставить в прошлом. Второй, средний слой - культурные достижения человечества (книги, картины, скульптуры) - настоящее. Верхний - мантры, в т.ч. нерасшифрованные - будущее. Причём всё в объёмах не символических - только одних печатных изданий более 700 кг., к тому же добавлена библиотека на CD.

По дороге от берега вверх к ступе - три символические ступени, стоят камни с приношениями (там только деньгами несколько тысяч рублей) и флаги с мантрами. Флаги развеваются, мантры работают. В полном молчании обошли ступу трижды, по ходу солнца, загадывая желания. Потом просто бродили по острову. Солнце, жара, внизу Байкал, и наш маленький - сверху - катер. Ближе к обеду двинулись обратно, и вот мы снова на своем берегу. К нашей великой радости, на оставшемся катере кипит работа, конца-краю ей не видать. И не надо, сейчас мы пообедаем, и на Ольхон. На белом и красивом. А чёрный и страшный надо ремонтировать старательно и неторопливо.

Так и вышло, и мы снова на борту катера, уносящего нас на Ольхон. Тут путешествие посерьёзнее, полтора часа ходу, да уже ввиду посёлка Хужир и белоснежный красавец не выдержал, заглох метрах в трёхстах от берега. Около получаса команда из двух человек чинила что-то в потрохах двигателя, затем всё же подошли к острову. Великолепный пляж, крупный бело-жёлтый песок. Жаль, не просто валяться приехали.


Поднялись к скале, которую шаманы и ламы по-разному называют: шаманы - Шаманкой, ламы - Бурхан-скалой. Здесь, на острове, так же издавна соперничает шаманизм и буддизм. Сейчас, вроде, Ольхон остался за шаманами, а буддисты властвуют на Огое.

Побродили по берегу ввиду скалы, потом пошли в посёлок. Обычная деревня, в основном, бурятская. Пожалуй, самое большое отличие - место, где можно перекусить с пивом называется не "кафе" или "закусочная" а по местному колоритно - "позная". Позы, значит, будем кушать. Здесь позы были неплохи - сочные, много мяса (должно быть три сорта), и немного тонкого теста. С пивом - благодать. Потом ещё по посёлку прошлись, зашли в местный музей да картинную галерею, и снова на берег. Здесь, пожалуй, лучше всего - Байкал, скалы, песок. На горизонте в этот раз - материк. Возвращались уже затемно, солнце красиво садилось за горы.

На следующий день просто отдыхали на берегу, купались - вода шибко холодная, но не искупаться совсем было нельзя. Вечером сходили на Курминскую косу, там интересные скалы - одна с большой дырой, в человеческий рост, с видом на Байкал - Байкал, как в виньетке. Во второй, рядом - арка, прямо в озеро выходит. Сами скалы красные, берег - крупная галька, на ней только ноги выворачивать. Вечером начали собираться в завтрашнюю дорогу - а уезжать жалко. Здесь оказалось замечательно, такого места больше не встречали. Солнце, сосны, сухой ветер, степные травы, саранча, камни - и Байкал с островами на горизонте.

Однако пора дальше, на южный берег. По пути заехали в Сарминское ущелье, часть проехали, остальное пешком до места, которое считается началом ущелья. Именно отсюда вырывается самый сильный и холодный ветер "Сарма" - гроза и ужас всего Байкала. Здесь стоит большой плоский камень для пожертвований, много небольших пирамидок из камней и небольшая рукотворная стена - вроде раньше, в глубокой древности, хотели даже перекрыть ущелье, поэтому каждый должен был положить сюда по камню. Однако пока конца стройки не видать, хотя и туристы тоже стараются. Дальше по позавчерашней дороге до Иркутска. Километров за сорок до города остановились перекусить в кафе, и оказались в компании "инкассаторов". Они тоже обедали, видимо, Бурхан был не жаден.

Иркутск опять проехали неплохо, и вскоре выехали на Култукский тракт. После Шелехова скромный дорожный знак предупредил об "аварийно-опасном участке дороги длиной в 70 км". Это был весёлый серпантин, от Шелехова до Култука. В хорошую погоду даже интересно, подъёмы-спуски на любой вкус - от крутых до затяжных, повороты тоже балуют - собственный багажник можно увидеть. Но каково тут в дождь, а зимой…

Перед Култуком рыбные базары, но не огромные - говорят, рыба ещё к этому берегу не подошла. Однако омулем на вечер мы запаслись, правда, уже в Байкальске. На другом базаре, на ягодном. На этой дороге - а уже М-55, Иркутск-Чита - с голоду не помрешь. Продают ягоду - виктория, смородина, рыбу, грибы почти на каждом километре, так что пока доехали до Мурино - до отвала наелись крупной виктории.


На этом берегу Байкала совсем другая картина. Горы далеко, к Байкалу спускаются лишь отроги Хамар-Дабана. Река Мурино начинается где-то там, высоко, а здесь уже впадает в Байкал, так что слева - устье реки, справа - лес, а впереди, до самого горизонта, сливаясь с вечерним небом - Байкал. На берегах полно плавника, сам берег в крупной гальке, лес подступает почти вплотную. Только вездесущие чайки те же, и так же орут.

На следующий день впервые направились вдаль от Байкала - вверх по другой реке, Снежной. Как раз по ней проходит граница Иркутской области и Бурятии, а в нескольких километрах вверх по течению находятся три теплых озера - Голубое, Сказка и Тёплое. Всем хороши озёра, и Снежная - красавица, особенно там, где пытается разбежаться на два русла. Но сколько там народа! Машина на машине, а в промежутках - палатки и люди. Похоже, теплых озёр здесь немного, поэтому каждый квадратный метр дорог. Но, к счастью, это только на самом большом, Голубом озере. Следующие два удивительно малолюдны и спокойны. Тёплое ещё мёртвым называют, похоже, оно сероводородное. Можно было купаться, но погода была сероватая, да и не хотелось после Байкала во что-то другое залазить. Побродили, по сопкам полазили, и обратно, на Байкал. Ближе к вечеру прокатились вдоль озера, посмотрели окрестности. Встретили авто с 70-го региона, удивлённо посмотрели друг на друга, и разъехались. А вечером был костёр на берегу, опять же омуль и пиво.

Утром уезжали дальше, на Улан-Удэ, открыв для себя ещё один другой Байкал - более суровый и безграничный.

Собственно, целью сегодняшнего дня был не Улан-Удэ, а два места в пригороде. Одно по направлению к Монгольской границе, километрах в двадцати пяти от города - это гора "Спящий лев", там мы рассчитывали найти одноимённый геокэширский тайник. Второе от города ближе, километрах в пятнадцати, и это Иволгинский дацан, центр российского буддизма. До Улан-Удэ долетели без проблем. Не заезжая в город, переехали Селенгу, ушли на объездную, и, отсчитывая километры по GPS, поехали по долине Селенги за тайником.


Гору увидели издалека, но сходства со львом пока никакого. Да и забыли мы про него, только на гору поднялись. Красотища неописуемая. Внизу Селенга бежит, рукавами разделяет острова, к Байкалу торопится. Рядом дорога вьётся. Вокруг горы. Опять сухо, жарко и степные запахи, снова саранчуки прыгают. Тайник нашли довольно быстро, но по камням полазить пришлось. Его до нас два года не трогали, а всего ему больше трёх лет. Сделали записи, обновили ништяки. Снова полазили по горе - со всех сторон вид изумительный.

Так бы и остались до вечера, но дацан в шесть часов закрывается, а надо ещё в Улан-Удэ вернуться, да потом в сторону Гусиноозёрска двинуть. Так что спустились на дорогу, проехали немного вперёд - говорят, оттуда льва всё-таки видно. Наверное, правда - все, кроме меня, уверяли, что он там есть, и спит. И не только спутники - у горы часто останавливались машины, выходили люди и со знанием дела осматривали гору. Даже перегоны останавливались. Я же крайне расстроился отсутствием собственного абстрактного видения. Доехав до отметки "489" по трассе М-55 - самой дальней точки этого путешествия, за 489 км от Читы, мы остановились. Последний взгляд на непонятную гору - и вперёд назад, на Улан-Удэ.

Теперь впереди Иволгинский дацан - центр российского буддизма. Немного поблудили, разыскивая - он не на самой трассе находится, а в стороне, за деревней Иволгино. Хотя с дороги издалека видны золотистые крыши буддийских дворцов.


Подъезжаем ближе - как будто кусочек другого мира посреди российских деревень. На территории дацана несколько дворцов, все действующие, в них проводятся хуралы (молебны). Все дворцы в буддийском стиле - золотистые с зеленым загнутые крыши, внутри всё очень красиво, торжественно и загадочно. Разнообразные божества, начиная от Будды и заканчивая десятью богами ужаса, они же стражники-хранители. Здесь же буддийский институт "Даши Чойнхорлин" ("Земля счастливого Учения"), единственный в России, при нём лицей.

Один дворец строится - специально для хранения нетленного тела Хамбо Ламы Итигэлова ("Этигэл Хамбын дуган"). Он ещё в 1927 году медитируя, совершил чудо, и до сих пор его тело находится в той же позе и в том же состоянии, как и во время медитации. Сегодня это одна из главных буддийских святынь.

Везде стоят барабаны с написанными на них мантрами - их надо вращать, проходя мимо, обязательно по ходу солнца. Тогда мантры работают, и с человека снимается небольшая часть грехов. Долго бродили мы по дацану, до самого закрытия. Заходили во все дворцы, поговорили с одним из студентов, даже сделали пожертвования. Но дело к вечеру, пора и к ночёвке приближаться. Выехали из деревни, и вскоре снова оказались в Улан-Удэ. Вот тут-то в первый раз капитально заблудились. Карты города не было, поехали по указателям, и очутились на дороге, ведущей на Баргузин. Снова вернулись, теперь уже аккуратно проехали по объездной, и в Селенгинск. Там чудно отдохнули в это вечер и весь следующий день, опять же не без омуля в разном виде.

Из Селенгинска дорога упрямо ведет всё ближе и ближе к дому. Следующая ночёвка под Ангарском, на Китое. Но по пути заехали в Посольское, на рыбзавод. Запаслись там коробочкой копчёного омуля. Его здесь же и ловят - на берегу стоит лебёдка, трос уходит далеко в море, но потихоньку ползёт. Часа через два, говорят, трал подойдет к берегу. Интересно было бы посмотреть, но два часа ждать не стали, через два часа мы были уже в Слюдянке, в музее минералов. Там с интересом послушали хозяина музея, посмотрели его сокровища, кое-что на память прикупили.


Дальше снова Култук, рыба. Не удержались, и, несмотря на ящик в багажнике, прихватили ещё и вяленого омуля.

Опять серпантин Култук - Шелехов. А погода пасмурная, только что дождь прошёл, и вот результат - на одном из поворотов на спуске сошлись лоб в лоб две машины, обе по центру дороги. Однако, похоже, скоростей больших не было - водители уныло осматривают свои машины. Потом снова Иркутск, блуждания по Ангарску и, наконец, в завершение сегодняшнего дня - отдых на Китое.

И вот возвращение домой. Дорога от Тулуна до Канска за это время лучше не стала, однако проехали уже без эмоций, гораздо увереннее и быстрее. Последняя ночёвка в Зеленогорске, последняя тысяча километров - 27 июля вечером уже дома. Позади осталось более шести тысяч километров и море впечатлений, которые постепенно переходят в воспоминания. И снова куда-то хочется…

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

01.09.2016
Справка о выполнении дорожных работ по улучшению региональных и муниципальных автомобильных дорог Республики Алтай, г. Омска и Омской области... Подробнее

30.08.2016
Сибирский округ отчитался перед Росавтодором за использование федеральных средств, выделенных на дорожные работы... Подробнее

17.08.2016
В Сибири подписали «Хартию ответственных участников дорожного движения»... Подробнее

16.08.2016
На федеральной трассе М-53 «Байкал» (Р-255 «Сибирь») закончен ремонт 25 километров... Подробнее

13.08.2016
Водопад Учар включен в пятерку самых труднодоступных достопримечательностей России... lПодробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

05.06.2007 - Всемирный день охраны окружающей среды, День эколога России

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab