Живые дороги Сибири - информационный портал

июня, суббота

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Байкал, Красноярские Столбы и Хакасия

08.02.2008

Автор - zond (e-mail:foxnsk@ngs.ru )

2-16 августа 2008 года

День 1. Отъезд. Отрезок Новосибирск-Красноярск. Долгие сборы.

Итак, состав определен. Идет два экипажа. Две машинки: неправильная ЦРВ и путешественник - Авансир на низкопрофильной резине. Один- это мой экипаж-семья: я, Алена и Саша. Второй : Паша, Рома, Стася. Предварительно договариваемся, что старт будет не позже 10 утра. Но как всегда ПроФФи суровы и не ищут простых путей. У второго экипажа была мысль перед поездкой потусоваться на автопати ночку, а потом в дорогу. Правда, разум победил: автопати отпало. Хотя Паша время даром не терял, и по всей видимости, все-таки ночь не спал :-). Утром жду звонка от коллег. Его нет и нет. Звоню – Рома со Стасей ждут сигнала от Паши. Время 10- старта нет, время 11 утра – старта нет. Звоню еще раз – второй экипаж только собирается загружаться. Договариваемся, что я не жду и стартую, еду потихоньку, а они догоняют. 11.30 – загрузившись окончательно, стартуем. На ГБШ как всегда пробка в субботу. Заехали в Континент – купили диски для видеокамеры. Медленно продвигаемся на выезд. Наконец позади пост ГИБДД и пробки. Берем курс на Кемерово. Средняя скорость нормальная. В 14.30 в Журавлях. Традиционно – солянка и другие вкусности. Звонок Паше – они на выезде из Нск в той же пробке. Немного подождали- двинули дальше. Неожиданно GPS дал курс в Журавлях – повернуть налево. Повинуясь и с интересом ( никогда по этому маршруту не ездил) поворачиваем. После Журавлей в одной из деревенек, не уследили нужный поворот по навигатору и приехали к памятнику «Русской корове». Интересненько. Сфотались и поехали дальше. Других неожиданностей до самого Красноярска не было, за исключением того, что Авансир почему-то поехал через Ленинск-Кузнецкий и далее на Кемерово. Поэтому второй экипаж догнал нас лишь на въезде в Красноярск, где на посту ДПС у меня проверили документы и пожелали счастливого пути. Время местное - второй час ночи. Начинаем обзванивать местные гостиницы для бюджетного варианта остановки. ГИС рулит – находим гостиницу «Кедр», как потом оказалось на выезде из города в нужном нам направлении. Стоимость с носа – 680 рублей за двухместные номера, достаточно чистые и приличные. Ставим с Пашей машинки на рядом обозначенную охраняемую стоянку. Берем пивка для снятия дорожного стресса и по камерам. Когда проезжали по ночному Красу – город очень понравился, чисто, архитектура плюс подсветка необычная, скульптуры малой архитектуры прикольные. Понимаю, что на следующий день придется максимально группироваться, чтобы дойти хотя бы до Иркутска ( хотя в планах была Слюдянка). Не зная, что нас ждет впереди и какие дороги, легли спать с уверенностью, что в Ирке будем не позже 24 часов по-местному. Хорошо выспимся и тронемся вперед к первой нашей стоянке- Баргузинский или Чивыркульский залив. Эх, знать бы, ЧТО нас ждет.

День2. Красноярск-Иркутск.

С вечера планировали на следующий день дойти до Слюдянки. Но дороги внесли свои коррективы. Кое-как продрав глаза, грузимся в машинки. При отъезде бронируем у администратора номера на обратную дорогу (через 8 дней), чтобы не терять время на поиски. Бронь ничего не стоила, просто записали фамилии в журнал. Интересную вещь видели в холле гостиницы: т.н. справочный автомат, где одним из разделов была карта типа ГИСа, но Красноярского производства. Итак, старт – 11 утра по местному (час разницы с нашим временем), по ходу заправляемся и движемся на выезд из города. Дороги шикарные, поэтому скорость чуть выше предельно-допустимой. Где-то идем парой, где-то догоняем друг друга, если попадаются интересные для фото места тому или иному экипажу. Таким образом, достигаем границы Красноярского края и Иркутской области. Как говорится- уже и цель почти близка. Фотаемся на монументе границы в разных ракурсах и движемся дальше. Вот уже и Канск проехали. По Канску, благодаря Навителу, чуть покрутили по наикратчайшему пути, что показал навигатор. Тут немного растеряли друг друга. Но ничего страшного – и Билайн и МТС рулят. Поэтому постоянно на связи. Пообедали в забавной вкусной кафешке. На входе стоит вылизанный старый желтенький «Запорожец». В дальнейшем видели такие достопримечательности (именно «Запорожцы») еще у нескольких кафе. Тут же обедали экипажи трех серьезных машин 4ВД от экспедиции «Киев»-«Байкал». Наверно не случайно выбрали это кафе, т.к. меню в основном составляли хохляцкие блюда. Даже сало продавалось в двух видах.

filesel2.value align=left> И вот после Канска началась это чудо- дорога. В конце отчета я напишу по километражу - где, что и сколько плохой дороги. Сначала вроде бы и ничего, попадались вздыбленный асфальт и дыры, потом кончились и они, осталось одно направление. Средняя скорость 20-30 кмч. Непрерывным потоком идут навстречу Шаланды и «перегоны», в попутном исключительно – дальнобои. Еще поразила цена бензина, которая постепенно возрастала вместе с расстоянием от границ края и области. Уже и 29 рубл за 95 не смущал, т.к. кое-где цены были и больше. Прошли знаковую стоянку-кафе-гостиницу-заправку и т.д. «У Петровича» - машин не меряно и шаланд и перегонов. Дорога не улучшается. Вообщем, по ходу снимаем на фото и видео эту супер-федеральную трассу М53. Дорога не улучшается. Вообщем, по ходу снимаем на фото и видео эту супер-федеральную трассу М53. Внутри все обрывается, когда колеса машины попадают в неожиданно возникающую ямищу или напарываются на булыжник. Мало кто кого обгоняет. Хорошо, что идем по-светлу. Но день не резиновый. Солнце потихоньку садится за горизонт, а впереди еще часа 4-5 до Ирки. После того как Солнце село, пошел Туман, местами как молоко. Даже противотуманки не пробивают. По местному времени уже за полночь. Сказывается усталость, на тех участках, где дорога приличная иду не больше 80-90 кмч. Пашина машинка где-то позади. Перед Иркутском Авансир догоняет нас. Останавливаемся для поиска ночлега. Но.... Мест в гостиницах, даже в самых задрипанных – НЕТ! В Ирке проходит какой-то экономический форум, все занято. Но судьба сжалилась над нами и Рома вызванивает гостиницу со странным названием, с восточным наклонением. Самое наверно неудивительное, что на этих плохих участках не видели ни одного Гайца, хотя, стоят ограничительные знаки скорости: 20-40 кмч ;-))).

День 3 ( ч.1). Иркутск ["Ирка"] - Усть-Баргузин- Баргузинский залив.

Перед самой поездкой ГИС сделал сюрприз: карта Ирки. Вот по этой карте и нашли ООО «Патрина». Своеобразная такая гостиница. Находится на территории жилого коттеджа (рядом, а может этот коттедж – тоже гостевой?). Номера – типа камера :-). Ну, вобщем, для проведения ночи пойдет. Кровати есть, душ и туалет какой никакой есть – все на этаже. Даже есть бар-кафе, в котором нам любезно продали по баночке пива, а утром более-менее накормили. Так как время сдвинулось на восток, старт наш теперь был в 12 по местному. Когда искали гостиницу по Ирке - двигались в тумане. Движняк поутру был уже немаленький. Интересные вещи происходят на улицах Ирки в это время (на фото не запечатлели, т.к. уже были ужасно уставшие). То военные БМП разворачиваются через сплошную двойную на скоростном участке, то непонятные молодые женщины идут прямо по центру такого же участка, да еще босиком и в интересном состоянии. Ну это лирическое отступление.

Стартуем, заезжаем на заправки (разные – у меня бенз, у Авансира – газ и бенз). Недалеко от гостиницы – китайский рынок – наверно большой ( да и понятно – рядом Китай), и все пристройки вокруг – как в китайском торговом дешевом районе. Дорога вроде бы наладилась, уходим в сторону Слюдянки, т.к. первая наша стоянка на Бурятской стороне Байкала. Вот уже прошли Шелехов, Моты, Култук. Где-то на одном из перевалов – хотели перекусить. Первый бурхан, святой источник, но кафешка не работает – строится. Фотаемся на фоне пропеллеров (наверно, ветряные станции) Естественно, идет серпантин.

Наконец впереди мелькает Батюшка – Байкал. Проехали мимо места устранения аварии. Заделывали ограждение серпантина. Останавливаемся у самого первого рыбного рыночка. Площадка на серпантине: вид на Байкал, торговцы тут же коптят омуля и продают по 40 р за хвост горячего копчения. Омуль есть и холодного и просто соленый и вяленый. И икра.

Взяли для пробы и рыбу и икру (рыба, как оказалось самого вкусного изготовления на протяжении всего нашего путешествия). Далее - Слюдянка. Дозаправляемся (постоянно висел страх – что вот-вот заправки кончатся. Оказалось, что даже в 1 км от нашей первой стоянки была заправка и даже с 95-м). Идем на Байкальск уже по М55. После Байкальска, ближе наверно к Посольскому, начинаются ряды продавцов клубники. Такой сладкой клубники давно не едал. Ведро 5 л – не торгуясь 300 рублей (наверное, можно и дешевле сторговать). Даже зеленоватая клубничка, которая изредка попадалась – была сладкая!!! Классно, в Нск клубника уже отошла, а здесь – самый разгар!.

День 3 ( ч.2).

Потихоньку продвигаемся в сторону намеченной цели. Понимаем, что на точку первой стоянки придем опять в ночь. Несильно, но поспешая, едем, делая фото интересных мест и названий деревень. Первая контрольная точка – Татаурово, где нам предстоит на пароме пересечь реку Селенгу. В 20 с копейками - мы уже у парома, но..... Паром работает только до 20.00. Что делать? Тут местные жители говорят, что в Тресково есть круглосуточный паром и переправляет машины по мере их накопления. Ну что же, приходится на несколько км возвращаться назад. Ну и за одно, затариваемся хлебом, луком, пивом и еще необходимыми продуктами для варки Байкальской ухи ( все в ожидании мастерства Паши). Подъезжаем к парому – нет проблем- если хотите – ждите еще машинки ( всего надо 5 машин) и цена вопроса – 100 рублей, либо платите 500 р за паром и переправляем вас сразу. 500 так 500. Загружаемся. Река достаточно широкая ( но конечно не шире Оби) и теплая. Много мошкары и мотыльков. Солнце практически село. Выгружаемся и по проселочной дороге уходим вправо для выхода на трассу в сторону Баргузина. Можно конечно было вообще обойтись без парома, но тогда маршрут удлинялся бы за счет того, что дорога идет через Улан-Удэ. Выходим в район Турунтаево. Тут мы немного потерялись друг с другом. Авансир решил проехать по дороге, которую показали местные. Нам же водитель с Иркутскими номерами сказал, что лучше проехать по дороге не через деревню, а рядом, т.к. на окраине поселка – мост разрушен и очень опасно проезжать. Таким образом, проехали Турунтаево двумя разными дорогами. Далее берем курс на Гремячинск. Дорога еще ТА, Видно, что делают. Но! Местами шикарные отрезки магистрали, местами дорога- терка с объездами, строящихся мостов (хотя после М53 – это уже не страшно). Пошли уже следующие сутки . Усталость сказывается. Хочется жутко спать. Да еще длинномеры ( и что они там катаются круглые сутки?) постоянно ослепляют. Проехали Турку (где плав.база для «Миров»). Горячинск. В 3 часа по-местному- предлагаю остановиться и поискать место для ночлега. Не смотря, на то, что звезды близкие и яркие (как в высокогорье Алтая), ночь – хоть выколи глаз. Как потом выяснилось, ехали в 10 м от берега Байкала и не видели его (ни огонька), и не слышали (была безветренная погода). Сунулись в один съезд – берег не понравился, в другой – помойка, в третей – территория базы какой-то огорожена. Тут еще Паша, уступил после переправы руль Роме и соответственно для снятия стресса употребил местное пиво «Берег Байкала» - вкусное, но как говорит Паша – очень убойное. Почти час потратили на споры – стоит ли ночью встать и заночевать, либо идти дальше (оставалось где-то км 150). Своим настырным настроением, приправленным Берегом Байкала – Паша победил (иногда проще сдаться, чем спорить дальше), сдались и двинули в конечную точку. Проходим Катково, Максимиху и вот Усть Баргузин. Небо уже светлое ( восход :-)))) ). В Усть –Баргузине заправляемся и сворачиваем к берегу Байкала. Кругом сосны, лиственницы. Въезжаем на огроменный песчано-дюнный берег. Много стоянок, но народу практически никого. Когда приехали – на расстоянии 1 км стояла группа туристов в две машины( которые на следующий день уехали). Повыбирали место. Быстренько поставили палатки. Что-то перекусили, побурханили малость и спать...

День 4. А по утру они проснулись...

Просыпались мы под шум прибоя Байкала и шума крон лиственниц. Ночи в это время уже достаточно прохладные, но качественные спальники и надувные матрасы спасали от неприятностей быть замерзшим. Естественно подъем был не ранним. Поэтому этот день посвятили матрасному отдыху:

- осмотр окрестностей;

- фотосессии;

- кормление чаек;

- загорание;

- употребление слабоалкогольных напитков, типа «Берег Байкала»;

- попытка ловли рыбы с лодки;

- еда (жарили омуля в разных ипостасях, пойманного в Посольске на бабло);

- загорание;

- сбор грибов (там их немеряно - и маслята, и маховики, и подберезовики, и лисички, и других калибров);

- любительская стрельба из пневмоствола по мишени;

- сбор дров;

- облагораживание места стоянки;

- вечером как всегда костер, разносольный ужин и «горячительная» подготовка ко сну.

Наиболее живописен Байкал в момент захода Солнца. За счет разноцветной подсветки облаков и горизонта в разные моменты положения заходящего солнца фото получаются просто фантастические.

На следующий день собираемся попробовать серьезно порыбачить и провести разведку по дороге в сторону Чивыркульского залива.

День5.

Ночью прошел дождичек. Ветер дул постоянно, казалось, что кто-то бродит и дергает за растяжки палатки Чайки, как всегда, побезобразничали с остатками пищи на столе. Разбудил скрип уключин лодки и шум спуска ее на воду. Рядом с лагерем постоянно ночует лодка местного жителя. Каждое утро, а иногда и вечером он приезжает на стареньком москвичке, спускает лодку и проверяет сети. Ни разу не был замечен без рыбы. В среднем улов – полтора-два хороших размера тазика. Ну и что, что сеть – это наверно главная статья дохода местных жителей, так как кроме рыбной ловли и заготовки леса других производств замечено не было. До обеда опять лениво отдыхаем, единственно женщины построили причал для умывания и мытья посуды из местного окатыша. Окатыши очень красивы, не хуже чем на Алтае. Паша готовится к рыбалке. А наш экипаж на разведку в сторону Чивыркуля. Солнце нещадно палит. Но так как постоянно дует ветер – это не заметно. Хотя если отойти в Дюны – там жара неимоверная. Купаться не рискуем, разве что зайти по колено и поплескать на себя водичкой. Вода градусов не более 16. Хотя Баргузинский залив очень мелкий и, как говорят, порой вода прогревается до 24 градусов. По всей видимости предыдущие до нас пасмурные дни остудили его основательно.

День 5, продолжение.

Пока Паша с Ромой готовят лодку, а Настя думает о меню обеда, наш экипаж выезжает в сторону Усть-Баргузина. По дороге среди сосново-лиственного бора несколько раз останавливаемся полюбоваться богатством леса – грибов, повторюсь просто много. Проезжая по центральной улице У-Баргузина, замечаем вывеску «Частный музей Байкальские самоцветы» (что-то вроде бы так) и указатель. Поворачиваем, подъезжаем к обычному двору деревенского дома. Во дворе собака на цепи, дверь в избу закрыта. Стучимся. На наш стук выходит мужчина лет 45.

-Вы в музей

-Да

-Проходите.

Бывший металлург, ныне действующий геолог, отец 9 детей, организовал частный музей. Состоящий в основном из камней, каменюг, минералов, окаменевших древних растений и живности, полудрагоценных минералов. Основная часть с территории Байкала и Бурятии, но есть экспонаты и со всех стран мира. Для интересующихся минералогией или просто красотой камней, пород, полудрагоценных руд – достаточно интересный музей. Тем более, хозяин музея - очень увлеченный человек и может рассказывать и отвечать на вопросы долго. И самое главное, все можно потрогать, подержать, рассмотреть. Стоимость посещения – 40 рублей. После пребывания в царстве камней продолжаем движение в сторону парома. На паром небольшая очередь, рядом рыночек. Очень много рыбы, ягод, кедрового ореха. Также несколько точек – местной барахолки. Тут же «Позная». Решаем заказать Позы (во время путешествия- почему-то всегда чувствовался легки голод). Пока их готовят, проверяю маршрут до Чивыркуля, смотрю на часы и решаем: « А что мы такого увидим на Чивыркуле, чего не видим на Баргузинском заливе», и соответственно желание двигать за паром и далее отпадает. Едим позы (кста, опять же самые первые позы – и самые вкусные из тех, где мы далее их вкушали). Узнаю у местных рыбаков- где и как ловится рыба, и как ее можно быстро поймать за бабло. Нет проблем. 5 минут и мы обладатели 2 кг омуля (очень дешево). Возвращаемся назад. По пути ссаживаю свой экипаж в бору – ну не могут они без сбора грибов! Сам подъезжаю к нашей стоянке. Второй экипаж обедает , но.... не уху, а супчик из тушенки. Первая рыбалка Паши – не удачная, зато просто покатались на лодке :-). Рассказываю, где можно поймать рыбу. Экипаж засобирался, лодку не сдували, просто привязали к крыше. Недалеко обосновались местные рыбаки-буряты. Паша говорит, что они предлагают купить только что пойманного налима. Решаем – для классной ухи – надо брать. Паша ушел. Думаем, что рублей за 300-500 продадут. Каково же наше было изумление, когда Паша озвучил стоимость налима (кг 2-3) в 50 рублей, плюс в придачу вязанка дров. О! Кое-что на вечернюю уху уже есть: омуль, налим, может быть и Паша еще что-ниб поймает. Короче, второй экипаж уезжает на рыбалку в сторону переправы. Мы же продолжаем отдых: подготовка рыбы к ухе и разминка желудка жаренными с картошечкой грибами. Распотрошил, почистил, устроил столовую для чаек. Достаточно забавные птички. Во-первых, очень большие – настоящие морские, таких наблюдал на Черном море. Во-вторых, очень разговорчивые, каких только звуков не издают: и крик, и кудахтанье и даже тявканье. В-третьих, роли в т.н. стае четко распределены: вожак, разведчик, охрана и остальные. Что и подтвердилось при их пиршестве потрохами рыбы. Ближе к вечеру слышу крик. Где-то за километр до стоянки вижу - вроде бы Авансир, закопавшийся в дюнах. Иду на крик Стаси. Оказывается после рыбалки ребята решили подрифтить по песку. Результат на лицо. Новая ручная лебедка Паши не помогает. Вытащили с помощью джипа, местной группы отдыхающих где- то далеко по берегу. И так уха. Паша поймал не плохую молодую щучку и вот набор ухи от ПроФФи есть! Соответственно и уха получилась сытная и вкусная, даже на жаренный налим мало кого заинтересовал ( часть рыбы жареной так и не доели и скормили ее на следующее утро всепоглощающим чайкам). Под уху с водочкой решаем на следующий день менять дислокацию. Пойти на Улан-Удэ, заехать в Иволгинский дацан, далее на Слюдянку- Иркутск и если успеем: конечный пункт - Листвянка.

День 6. Баргузинский залив - Улан-Удэ - Слюдянка-Иркутск и далее.

Утром, как всегда, мало кто встал рано. Соответственно наш экипаж был готов к старту в 11 по местному, Авансир медленно собирается. Договариваемся, что мы не быстро выдвигаемся вперед, фоткаем интересные места, плюс хотим заехать в еще один частный музей по дороге в районе Турки, а Авансир нас догоняет. Так и получилось. Опять перемежается шикарная дорога с «теркой». Заезжаем в музей около Турки (тут нас Авансир догнал, но в музей экипаж не пошел). Музей - база отдыха-усадьба. Ничего особенного, усадьба местного художника, кое-какие его картины, подаренные ему картины, немного вещей из быта местных жителей. Немного заинтересовал ковер из меха различных животных, обитающих в местных лесах. Узнали некоторые подробности открытий экспедиции на «Мирах» ( недалеко они там жили- ученые и частенько бывали на этой усадьбе). Двигаем дальше. Любуемся берегом Байкала, который не видели ночью ( оказывается очень много мест, куда можно было съехать и заночевать). Вот и «Черепаху» сфотали и дальше поехали. Догоняем экипаж Авансира (потчивают). Далее по трассе на Улан-Удэ. Дорога не плохая. В город въезжаем парой. И опять спасибо GPS. Проходим город, заезжаем на местную достопримечательность – «Голову Ильича», фотаемся. Пробок в городе очень много - конец рабочего дня. Берем курс на Гусиноозерск и Иволгинск. Не знаем – успеем ли в дацан, т.к. уже 18 по местному.

День 6 (продолжение).

Конечный отрезок, проехав Сокол, на Иволгинск – прямая взлетка. Уже на въезде в поселок в стороне видны постройки дацана. По дороге так же видна гора, где ламы проводят чтение мантр, и на которой выложена надпись в русском звучании (вообще это санскрит, но к сожалению его я не знаю, да и раскладка клавы не позволяет его здесь воспроизвести): «Ом мане падме хум» (написание бывает разное, т.к. звучание данной мантры достаточно разнообразное). Вообще сам дацан построен на заболоченной местности и уже на его территории это чувствуется. Тропинки буддистов достаточно мокрые. Вообщем, на месте мы были уже в восьмом часу. Не смотря на это: кое-какие посетители еще пребывали на территории комплекса, да и сувенирные лавки работают во всю. В прошлом году (по отчетам НГС) вход в дацан был бесплатный. Теперь он платный, плюс доплата за фото и видео. Ну и экскурсию мы тоже успели загадать. Единственно в это время уже вход в здания были закрыты. Сам комплекс интересен тем, что можно, не смотря на любую религию, которую вы проповедуете, посетить его, повертеть барабаны ( но действие их согласно канонам, возможно, если вы пройдете тропу кратное 3-м раз), полюбоваться красочностью росписи храмов, загадать желание и попробовать увериться, что оно исполниться ( есть там такой камень в статуе богини), полечится у лам, узнать более-менее свою судьбу. Все это конечно на любителя. Но очень интересно. Тем более там хранится тело, ушедшего в нирвану в 1927 году ламы Итигэлова, и как говорят ученые – это тело до сих пор живет. Мы немного не успели на вынос тела в саркофаге на всеобщее моление и обозрение, так как оно происходило 5 августа. Еще этот комплекс интересен тем, что там аккредитован официально Буддийский университет. Это заведение имеет гос. Лицензию на высшее обучение. Да и этот комплекс считается Российским центром буддизма. Вообще более подробно о дацане здесь: http://datsan.buryatia.ru/about/catalog/. А об Итигэлове, здесь (в том числе и фото): http://www.nervana.net.ru/buddism/lama.htm

Пройдя тропу один раз, послушав симпатичную экскурсоводшу девушку-бурятку (сильно волновавшуюся почему-то, наверно ПроФФи выглядели очень сурово), пройдя темы «исполнения желаний», зажжения священных огоньков в память ушедших и во здравие живых, отоварившись в сувенирной лавке, мы закончили посещение данной достопримечательности. И так путь на Ирку.

По объездной проходим Улан-Удэ ( тут наши пути со вторым экипажем разошлись, т.к. у них возникли техн. проблемы с машинкой), заезжаем в «Позную». Опять позы, интересно, что не надоедают, как пельмени. В Ирку въезжаем поздно (тем более экипаж Авансира помогал трем дамам на Марке, уснувшим и слетевшим с трассы после Слюдянки) – опять уже начало новых суток. Предварительно обзваниваю гостиницы. Авансир догоняет нас. Они едут искать шиномонтаж. Мы же продолжаем поиск ночлега. Все гостиницы заняты, даже наша любимая «Патрина». Предлагаю своему экипажу выдвинуться в сторону Листвянки и на выезде из города поискать (о чем говорит и ГИС Ирки) что-ниб из мотелей.

Проезжаем два мотеля : мест нет, да и цена несколько высоковата от 1000 с чела. Звоню Авнасиру, оказывается, они договорились с Патриной и уже заселились туда, правда на нас мест уже нет... Ну что ж продолжаем ехать по трассе, и видим указатель на базу отдыха, то ли Елочка, то ли «Ельцовка». Вообщем поворачиваем. Если откажут – поставим палатку прямо в лесу, тем более там они шикарные. В 2 км от трассы заезжаем на базу. Слава богу админ на месте ( в предыдущих мотелях приходилось по 15-20 минут стучать и звонить в двери). Говорит – есть домик – 800 рубл за чела за пол суток. Деваться некуда. Хотелось спать и горячего душа. Домик, правда, был достойный, уместилось бы и 10 челов. Краткий просмотр новостного канала – 10 минут, 10 минут душа и баиньки.

День 7. Тальцы - Листвянка – почти МРТ- Малое море.

Утром проснулись практически выспавшиеся. Как-никак 7 часов проспали. Авансирскому экипажу не звоню, т.к. знаю их способность использовать первую половину дня. Завтракаем и выдвигаемся к Листвянке. Проехав км 30 видим указатель на музейно-экологический комплекс «Тальцы». Заедем? Заедем. Заодно и Авансир дождемся. Конечно для неторопливого ознакомления со ВСЕМИ экспонатами и посещения ВСЕХ музеев, расположенных в этом комплексе дня будет достаточно. Но мы выбрали по собственному интересу: древние жилища племен, комплекс многоступенчатой водяной мельницы, острог, церковь, казацкие дома, жилище шаманов, старинное кладбище, сувенирные ряды.

День 7 (продолжение).

Звонит экипаж Авансир – они проскочили Тальцы, и поэтому в музей не пойдут – сразу двигают на Листвянку.

Мы же, погуляв 3 часа в Тальцах, обсмотрев и сфотографировав все что понравилось, тоже двинули к Листвянке. По дороге вдоль маршрута – куча кемпингов и баз, так что в любом случае можно было найти место для ночлега всем, кого застала ночь в пути. А еще причина того, что в Иркутске все гостиницы были заняты – в это время там проходил какой-то международный экономический форум. Ну, вот и Листвянка. Устье Ангары , впадающей в Байкал, со всеми сопками и горами– конечно красиво и чем-то напоминает и Крым и Владик. Проскочили мимо указателя на Нерпентарий. Разворачиваемся, ставим машинку у рынка Листвянки, идем в Нерпинтарий. Оказывается, представление начнется через 15 минут. Да и представлений на сегодняшний день осталось только два. Берем билеты. Жаль, что внутри нельзя фотографировать и снимать. Само представление длится минут 15-20. Что-то сильно суперское – такого нет. НО! Нерпы! Нерпы, сцуко, Очено забавные, смешные и просто классные животные. То как они делают сценки – на это стоит посмотреть. Жаль, что их нельзя гладить и жамкать. Даже дрессировщица кусочки рыбы – кидала им, а не давала с руки. И когда одна из нерп по имени Лера (вторую нерпу звали Вини-пух) показывала, как она смеётся, отметил ее очень не маленькие и острые зубы. Такой лучше палец в рот не клади. По окончанию представления купили местные фотки (жаль, что самых забавных уже не было – разобрали). Едем дальше. Видим наш Авансир у музея Байкала. Бегом ко входу (время 18.30- и неизвестно пускают ли еще в музей). На входе спросили – успеем ли мы, мы естественно утвердительно ответили. Честно – на весь музей достаточно и 30 минут. Основные экспозиции в музее – это аквариум, краеведческая часть и имитация погружения в батискафе – куда наш экипаж не успел, зато Паша, Рома и Стася – погрузились. В аквариуме вновь полюбовались игрищами «любимых» животных – нерп, понаблюдали за стаями омуля, и другими живностями многообразного Байкала. Самое положительное впечатление от Листвянки – это Нерпы! В природе они не подпускают человека за 100 метров, очень пугливое животное. После музея пофоткались на набережной: Листвянка в настоящее время – очень цивилизованное (отели, мотели, супербазы) место. Места для дикарей практически нет. Для Иркутян очень удобно – 180 км и ты на берегу в классном отеле. Дождались когда экипаж Авансира «всплывет» и двигаем на вторую нашу основную стоянку – Малое море!

Опять Иркутск ( объездная) направление на Усть-Орду. По дороге – фотоэкспозиции степи, закат, памятник какому-то знаменитому буряту на лошади, место-бурханья.

День 8 (Малое море).

И опять в дороге уходим в ночь. В Баяндае поворачиваем в сторону МРС ( т.е. направо с трассы, после АЗС). Дорога пока хороша, немного горок, немного серпантинчика. Прошли Еланцы, Хурай-Нур. Курс на Черноруд. В Черноруде закупаем дрова. Опять звезды невероятной светимости. Опять темнота хоть выколи глаз. После Черноруда (кафе на развилке) уходим налево ( на МРТ не идем) вдоль Байкала. Дорога – опять жесть. Не только терка, но и камешки, как утрамбованы в дорогу, так и россыпью. Воды опять не видно. Только вдалеке огоньки фар, выстроившихся на переправу машины. Двигаемся вперед пока есть силы. Проходим Ширу. Решаем заночевать. Делаем пешую разведку на берег. Берег яристый, деревьев мало. Более того куча палаток на кромке берега. Напугали какую-то бешенную тетю в палатке – испугалась наших разведчиков. Едем чуть дальше. Где более-менее места – там жуткие помойки. С грехом пополам находим площадку. Быстро ставим палатки. Традиционный бурхан пивом. И спать. Ветер дует беспрерывно.

Пробуждение утром – как всегда бескрайние красоты Байкала. Задача – найти более интересную площадку, с живописными бухточками среди скал. Там где мы заночевали – берег как на яристом берегу Обского, плюс кругом помойки. Выдвигаемся. Экипаж Авнасира в очередной раз пробует заняться ловлей неловленного омуля или какой-другой живности. И вот в районе Курмы – начинаются те живописные места. Но опять же – это не Баргузин – народу – палаточные городки стоят вплотную. Катаемся вдоль берега и вдоль скальных бухточек в поисках удобоваримого места. Встречаем группу из Новосибирска на трех машинках. Говорят, что стоят здесь уже дня 3 – немного не повезло – были дожди и только в этот первый день, что мы приехали – солнце. Будут стоять еще не более двух суток. Покатавшись вдоль красявого берега, наконец находим классное место без помоек и близких соседей. Оставляем для засталбливания Александру с дровами и некоторыми пожитками, едем указать место Авансиру.

При подъезде к первоначальному лагерю – видим мужской коллектив на воде, Стася загорает на берегу. Рассказываем, где новая площадка для лагеря, собираем палатку и вещи и передислоцируемся. Результат очередной рыбной ловли – зацеп старой китайской сетки с пропавшей рыбой. Согласен с Пашей - такие рыбаки просто «уроды». После отъезда с места ночевки – его занимают «местные» с иркутскими номерами. Располагаемся на новом месте, самое главное есть удобный заливчик, где и позагорать можно без ветра и лодку спустить на воду, да и просто покупаться. Что мы коллективно и делаем приняв несколько капель горячительного. В воде не сильно холодно, но вот когда выходишь – ветер обдувает и ощущения не из приятных. Правда, тут же на горячие огромные валуны – и через несколько минут уже жарко, так что заныривания в прозрачные воды Байкала были не разовые. После купания наш экипаж поехал просто прогуляться по берегу дальше и посмотреть новые виды, которые и возникли после буквально 10 минут поездки от лагеря. Огромные крупно-песчано-галечные косы, уходящие далеко в малое море, заливы, скалы. И везде.... присутствие дикарно-отдыхающей массы. И рыбаки, и матрасники. В Курме затарились рыбой, пивом, хлебом и соками, заехали на одну из баз отдыха. Оказалось, что можно записаться на экскурсию на Ольхон. И так как одной из целей было и эта достопримечательность, не смотря на цену: 1800 рублей с чела, записались. Первоначально была идея - переправится на Ольхон на пароме, чтобы покататься по острову. Но почитав отзывы в инете, послушав бывалых, решили не терять от 1.5 до2-х суток только на переправу (о чем потом абсолютно не пожалели). Вечер – как обычно, текила, пиво, сиденье у костра ( правда с дровами там точно мимо- дожгли последние, Паша с Ромой даже съездил в темноте за сухим стволом на противоположную сторону дороги, тянущейся вдоль Байкала).

День 9. Ольхон.

Утречком никуда не спешили, опять прогулки по побережью, фотосессии, подготовка поездке на Ольхон. Экипаж Авансира – рыбная ловля, ленивое наслаждение видами. В 15 наш экипаж едет на базу отдыха. Оставляем машинку на территории (кста, цены на базе от 200 рублей – типа домика на Алтае, до 800 рублей в сутки - типа виповский номер в добротном корпусе-избе). И двигаем на базовский причал, где нас ждет видавший крым и рым кораблик с единственной каютой на 10 человек и площадкой на корме ( кол-во экскурсировавших – 25 челов из них 4 немца). Выходим в море, ветер встречный, сразу не воспользовавшись услугами каюты, в дальнейшем уже невозможно было в нее пробраться. Поэтому 2 с лишним часа – на борту под пронизывающим ветром, брызгами от волн Байкала и знойным солнцем. Типа – ноги в мурашку, лицо- обгорает. Через 2 с лихвой, пройдя мыс «Шаманку» мимо пристаем к изумительно светло-песчаному берегу Ольхона, что рядом с Хужиром. Это их знаменитый песчаный пляж (запамятовал его название), куда стремятся как автопутешественники, так и просто туристы и автостопщики. И опять куча народу и машин. Хотя видон достаточно колоритен – мы в куртках и ветровках, отдыхающие на пляже – естественно в мини-бикини :-). С нашим молодым бурятом-экскурсоводом идем на обзорную площадку к «Шаманке». Естественно, как почитатель народных традиций он не рекомендует ходить на это сакральное место, а тем более индивидуумам женского пола ( кто интересуется почему, почитайте книгу А.Колдунова «Ассистент» - очень интересная книга). Опять фотосессия и шлепаем в Хужир: в музей, за сувенирами и за рыбой – оказывается можно подешевле взять там рыбу. Музей не впечатлил - обычный краеведческий музей с экспонатами, которые милостливо оставили столичные и федеральные музеи местному. Больше понравились дворы поселка с окнами для разливания воды ( водопровода в Хужире – нет и вода развозится в машине, из которой она наполняется в бочки, стоящие во дворе за забором, для чего в заборе своеобразное окно, для заполнения без участия хозяев) и домик с сувениркой, где каждый купил себе, что ему душе угодно было. Потом практически вся группа ломанулась за рыбой на завод. Нам же, искушенным рыбой разного приготовления, это было не интересно, поэтому перекусив в «Позной» очередные позы, отправились на кораблик. Там мы оказались одни из первых, поэтому возвращение было достаточно комфортным, хотя и на борту было не плохо – ветер был уже попутный. К сожалению, эта поездка негативно сказалась на Саше – к вечеру уже в лагере у нее подскочила температура до 39, и дальнейшие планы поездки встали под сомнение....

День 10. Малое Море- Мотель «У Петра».

С утра температура у Саши стабилизировалась на 37. Экипаж Авансира собирается малость задержаться на стоянке. В предыдущий день они договорились с ближайшей базой отдыха на поход в пещеры. Мы же, не торопясь, стартуем в сторону Красноярска. В надежде на хорошие ходовые способности как Авансира, так и водителей его экипажа, думаем, что в Красноярске они нас нагонят. Забавный случай произошел с фотками у нашего экипажа. Из-за суеты были потеряны 250 фотографий с первой стоянки и Листвянки, хорошо что с собой брали и использовали 4 фкамеры и видеокамера, не считая способностей телефонов и коммуникаторов. Еще забыл сказать, что во вторую ночь на Малом море – немного поштабили в ЕНе за Интимов. Полноценно не получилось – оба преобразователя не выдержали напора игры – сдохли. Итак, уже - к сожалению, «обратный» путь, хотя приключений впереди ждали нас. Делаем повторные снимки достопримечательностей до Иркутска. Сашка в болезненном виде – на заднем сидении. Приходится упираться самому. До Иркутска – без проблем (дорога терка, трасса на Усть-Орду, Иркутск и далее). И вот в вечер – опять знаменитый кусок трассы М53 между Иркутском и Канском – скорость падает до 30 кмч в среднем. В 23 по-местному – понимаю, что дальше ехать водителем – подобно смерти. Пытаемся найти мотель – бесполезно. На супер-стоянке «У Петра» коллегиально принимаем решение остановиться. Мест нет. Ночевка в машине. Крепкий сон пришел только часам к 3-м, до этого мешало все – и неудобство сидячего положения (Саша спала на заднем и невозможно было разложить) и руль и другие необходимые для путешествия, но не для сна вещи).

День11. Красноярск – Столбы - Красноярск.

Проснулись в 7 утра, достаточно бодренькие. Саша практически встала здоровой ( помогли набор аптечки, теплая одежда и заветные слова). И в путь. Опять граница Иркутской области и Краскрая. Идем хорошо. Наконец Красноярск. Время 14 часов по местному. Помогает то, что теперь мы двигаемся за Солнцем, и активное бодрствование увеличивается. Звонок в «Кедр» - к сожалению, наши забронированные места на «вчера» уже заняты. Зато при дневном свете обнаруживаем, что на заборах промышленных зон, да и везде, где только можно написаны краской телефоны и надпись «Квартиры», «Сдам квартиру». Набираем первый попавшийся телефон и о, чудо. Нам предлагают квартиру в новом доме всего за 1200, не зависимо от количества проживающих. Состояние конечно на троечку ( ремонт сделан на «..ись», остатки пребывания предыдущих жильцов), но не хочется тратить время на перебор предложенных вариантов, тем более квартира находится по пути на Столбы. Кидаем вещи, затовариваемся в магазине на вечер и на Столбы. Честно, если бы внимательно не смотрели на указатели, наверно проехали бы мимо центрального въезда в парк «Столбы». По пути в Дивногорск – он находится с левой стороны. Время 17.00 – интересно – не прекращен ли доступ в заповедник. Оказывается, нет. На входе-въезде никого нет. По расписанию видим, что доступ возможен до 21.00. Но судя по расположению – в данный парк можно зайти в любое время, заборов подальше от центрального входа - нет. И так начинаем наше пешее путешествие, оставив машинку на парковке. Народу мало и в основном возвращаются уже со столбов. Стало интересно, а сколько же идти до первого столба. Спрашиваем, на нас так странно смотрят и говорят да немного км 5, но постоянно в горку. Как оказалось, хороший такой трекинг. Первая половина – асфальтовый серпантинчик (чем-то напоминает Заельцовский парк), только насыщенность запахом Лиственниц и сосен сильнее, да и влажность высокая. Через км 2.5 начинается гравийка. Народу попадается все больше, но все на выход. Естественно подъем в 6 км тяжеловат для людей привыкших к передвижению на авто, но тренировки на велотренажере, тоже дают свое положительное действие. Вообщем, часа через 1.5 достигаем площадки, где есть киоск (и даже работающий! А то ведь с собой даже бутылочку воды не взяли). Последний рывок и вот она - первая точка со столбами!. Немного бродим вокруг, встречаем группу старых столбистов, которые водят по заповеднику немца. Они показывают нам и тренируют немца в лазании по этим глыбам. Потом появляются две девчушки лет по 10 (с местного детского лагеря отдыха), которые обучают как залезть на скалу Сашу. Саша залезает, делаем фотосессию. У них же узнаем что на первой точке скалы называются «рыба», «чертова кухня» и еще как-то. Недалеко есть «бабка», «дедка», «внучка», и оказывается следуя по тропе – мы их прошли мимо. На обратном пути заглянем. Ну вот, на столбах отметились, пора и до дому. Поднимаясь и спускаясь, постоянно нас развлекало большое количество бурундучков, которых мы подкармливали семечками практически из рук, и даже одна черная белка. Наконец мы у машинки (на стоянке стояли машины из Красноярска, Томска и даже одна из Нск!). Домой. Легкий ужин с деликатесами и вином, новости по телевизору и спать. Завтра дорога в Хакасию!

День 12. Красноярск – Хакасия – Шира – Туим - Шира

Утром выспавшиеся, довольные и все здоровые резво поднялись, дождались риэлтора, сдали ключики, погрузились и курс в Хакасию! GPS как всегда рулит. Выходим на трассу Крас-Дивногорск. Проезжаем опять мимо Столбов, чуть не проскочили знаменитую Красноярскую смотровую площадку. Вид изумительный. Енисей с его гористыми берегами, покрытыми лесами, красив. Памятник «Царь-рыбе» занимателен. Свадебные замочки милы. Проходим по ПДД (гайцы дежурят там постоянно) Дивногорск, и вот мы на мосту, параллельному Красноярской ГЭС, за ней Красноярское море. ГЭС, естественно, покруче новосибирской. Начинается серпантин М 54, но дороги не чета нашим. Без проблем, любуясь просторами (почти Монгольскими) степей доезжаем до Балахты и идем вдоль Красноярского водохранилища. Далее на Шира. Стали попадаться старые городища. Их очень много и никто их не разоряет. Некоторые просторы очень интересны в цветовой гамме, за счет посевов разных культур – они полосаты (почти как Пчелайн) :-. Выезжаем на побережье озера Белого. Бесконечный песчаный пляж. Народу практически никого. Беспрерывны окультуренные платные места стоянок прям вдоль озера. Есть с домиками, есть без домиков. Много развлекательных вещей – кафешки, водные аттракционы. Но, повторюсь, народу практически никого, как будто осень на дворе, хотя солнце жарит неимоверно, приходилось вешать на руку, близкую к окну полотенце, дабы не сгорела дотла. Перед п. Шира - указатель. Курорт «Шира». Ну что же, курорт так курорт. Как и планировали – хотим остановиться на какой-нибудь приличной базе. Сразу на развилке стоят машинки с картонками: квартиры, раки. Квартира нам не нужна, как впрочем и раки... пока... Начинается курортная зона. Издалека видно, что все в базах отдыха. Поворачиваем налево – на первую же попавшуюся с указателем базу «Дорожник». В последствии очень не пожалели. Заезд на базу по пропускам, все охраняется, все чинно. Выделили нам за 1800 целый двухэтажный коттедж, рядом можно ставить машинку, рядом мангал. На территории сауна, баня, столовая, недалеко от второго выхода – знаменитый Ширинский (шировский, шированский) ночной клуб «Атмосфера». Все удобства, все блага цивилизации. У Админа узнаем как проехать на Туимский провал (дорогу описала очень точно). До Туима км 15. Бросаем вещички. Хочется успеть и на провал и искупаться. Едем. Где-то км за 5 до Туима появляются группки подростков от 8 до 14 лет с табличками «Покажем провал», «Покажем пещеры», «Ледяные пещеры». Еще тот бизнес, как в «12 стульях». Некоторые продвинутые или уже поднявшиеся подростки имеют мокики, дабы не пачкать своими грязными задами машины экскурсантов. До провала можно проехать двумя путями – либо ехать через весь Туим по асфальту ( в конце он делает крутой поворот направо- необходимо съехать у полуразрушенных шахт налево в гору). Либо в середине Туима, ориентируясь на Разрушенный обогатительный завод, через переезд к той же точке. Потом по наезженным дорогам (там их целая сеть) чуть вверх – не заблудитесь. Саму площадку перед провалом местные постоянно загораживают стволами деревьев, и с таким же постоянством приезжающие разрушают это препятствие. У самого провала на поляне местные уже соорганизовали дикий рыночек сувениров. Но сувениры приятные: стилизованные породы, ранее добывающихся здесь в шахтах: молибден, вольфрам, разные виды кварца, полимерные руды, околозолотые руды, поделки из камней. Просто глыбы красивых разноцветных кварцев. Сам провал создает впечатление восторга, невероятного вида, ужаса. Представьте кратер холодного вулкана, стенки которого порой имеют отрицательное значение и разукрашенные жилами различных пород, создающих фантосмагоричные картины плюс, пронизанные горизонтальными штреками. Высота от крайней высокой точки до озера внизу – 206 м. Озеро изумрудное. Позже просмотрев диск, приобретенный там же на рыночке, получили информацию, что данное место почитаемо различными экстремалами : парашютистами, дайверами, человеками-пауками и другими интересными личностями. Про них сняты целые фильмы их похождений на этом месте-катастрофе. Не хватало только ЕNкаунтерщиков. Сама информация на этом диске – оччень интересная. Иногда водят на экскурсию по горизонтальному штреку к озеру, но там вода (мы попробывали сунуться сами, но не зная карты, плюс не видя что под водой, вернулись погуляв немного по туннелям. Вообще сама местность вокруг Туима очень интересна –кругом пещеры и старые, начиная с древнего чела, разработки, лазы и т.д. Где местные до сих пор «добывают в ручную» полудрагоценные и недрагоценные руды и породы. Да, местные еще зарабатывают деньги на воздухе. За 300 рублей с собравшихся ( со всех, всего за 300) они предлагают услышать звук взрыва. Тот чел собирает деньги, потом бежит за мощным камнем ( как он говорит : не меньше 30 кг, а их уже мало на вершине, поэтому бежит вниз) затаскивает его и кидает вниз. За счет строения провала – звук действительно как при взрыве оборонительной гранаты. Мы погуляли, опять фотосессия, закупка сувенирки, прослушивание за чужой счет «Звука взрыва», попытка похода в штрек и назад. В Шире докупаем продуктов и на базу. Не заезжая, спускаемся к озеру. Вот тут случилась небольшая неприятность. Думалось, что пляж дикий. Оказался частный – «Робинзон Крузо» и запросто покупаться, подъехав на машине, надо заплатить 120 рублей. Без машины - бесплатно. Ну да ладно, не возвращать же машинку за 150 м от частной черты пляжа. Вот и водичка. Соленость не большая – примерно как на черном море в районе Судака. Теплая (22 градуса), тем более был уже вечер 8 часов, и было очень комфортно. Вода лечебная. Искупавшись, едем на базу и в домик. Достойный ужин в коттедже из калиброванного кругляка, просмотр диска про Туим и спатьки. Завтра наступал ответственный день...

День13 и начало 14-го. Заключительная.

Утречко в Шира.... Классно. Солнышко. Созваниваюсь с Авансиром – они в Красе. Собираются на столбы, потом не заходя в Хакасию – в Нск (в виду технического состояния машинки). Наш план – водные процедуры в озере, заезд на Сундуки и домой. До городского пляжа, для ознакомления двинулись пешочком. Город со всеми присущими курортному – атрибутами: сувенирки, бары, кафе, развлечения. Вход на городской пляж (если нет курсовки из российского лечебного санатория) – платный (насколько помню – 40 р). У многих кемпингов – свои частные пляжи. Сам пляж - мало чем отличается от Новосибирских, единственно – водные горки побольше, да очень большое количество лежаков деревянных, которые складированы в стопки – подходишь и берешь. Берег не песчаный, а скорее всего мелкокаменистый, утоптанный. Хотя дно в озере – чистое, приятное. Сделали несколько заплывов в т.н. «морской» водичке и почапали назад на базу, походу вкусив молочно-ягодный коктейль. Проконсультировавшись у местных, узнаем, что до Сундуков можно проехать двумя дорогами – по хорошей трассе (уже на Нск), но длиннее ( приходится возвращаться по направлению назад – по дороге параллельной трассе) или через Шира – но дорога проселочная. Едем по трассе – один раз свернули не туда (не доехали до нужного поворота). С самой трассы Сундуки уже видны, но лучше использовать карты, чтобы правильно до них доехать. Сами горы впечатляют. На верх не полезли в виду ограниченности времени, но и снизу – красотища! На макушке сундуков заметили мелких букашек – челов, которые решили вкусить высоту этих грандиозных красот природы. Ну вот. План разведки малой кругосветки ВЫПОЛНЕН! Назад домой. Опять GPS, который почему-то нас провел по короткой дороге прямо через сам Мариинск (там сфотали верстовые столбы- расстояния до Мск и Ирскутска) и в Кемерово вывел на трассу через Пашино. В Кемерово посадил за руль Александру, а сам дремотно провел оставшуюся дорогу до дома. Приехали во втором часу ночи. Разгрузились, и ленивый отдых от активного :-).

Выводы:1. Бюджет поездки на троих без отказа от всего, чего хотелось: 44 тысячи рублеффф. Сюда не вошла закупка некоторых продуктов и горячительного заранее в Нск, хотя эти продукты и использовались мало (больше половины привезли домой)2. Из всех мест большее впечатления оставили: отрезки плохой дороги, вкусный первокупленный омуль, сладчайшая клубника перед Посольским, нерпы, НЕРПЫ – ЭТО КЛАСС, чистая вода Байкала, Тальцы, Хакасия. Хакасия – это ЗДОРОВО (торкнуло почему-то больше, чем Байкал).3. Северный берег Байкала от Листвянки до Малого моря – загажен неимоверно дикими туристами. Бумажный комбинат – рядом не стоял.4. На этом же берегу – куча построенных и строящихся баз отдыха (помните начало освоения ГА [Горного Алтая] – вот там сейчас также!)5. Берег Байкала в районе Баргузинского залива – чистенький. Там тоже есть базы отдыха, но их меньше, соответственно все дороже. Особенно бензин (рекорд за 95 – 34 рубля)6. Если ехать на Байкал, то лучше: 1. По путевке на хорошую базу, с разнообразной культурной программой, 2. Своих ходом, но лучше на берег со стороны Бурятии, хоть и дороги плохие, но зато чище, и цель поездки должна быть: рыбалка, грибы, ягода и матросование не менее недели, Просто поглядеть и отметиться – не советую.7. Ольхон – специально ехать на него на своем транспорте – не стоит – потеря как минимум суток времени. Все можно сделать с материкового берега через экскурсии.8. Хакасия – рулит.9. Проехал без единого штрафа от наших друзей ГИБДД – такое возможно! Поверьте!10. Фотки практически все загрузил (осталось сотню догрузить), смотрите здесь - http://photofile.ru/users/oldfoxnsk/95186300/

(есть превью, поэтому за трафик не беспокойтесь, если будете в полном режиме смотреть – тогда да, траФФФФик!)11. Кто соберется покататься по Маршруту: Нск- Байкал ( Баргузинский залив, Тальцы, Слюдянка, Листвянка, Тальцы, Малое море, Ольхон)- Улан-Удэ- Красноярск ( Столбы) – Хакасия ( Шира, Сундуки), обращайтесь помогу советами впечатлениями : foxnsk@ngs.ru либо здесь в личку.

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

20.06.2018
Какими были первые бийские автобусы... Подробнее

20.06.2018
Участок Чуйского тракта в Алтайском крае капитально отремонтируют к октябрю... Подробнее

20.06.2018
Реконструкция участка трассы Новосибирск - Павлодар опережает график работ на год... Подробнее

20.06.2018
Томская область - Кемеровская область: Васюганский заповедник объединили с заповедником «Кузнецкий Алатау»... Подробнее

19.06.2018
Спасем историю: барнаульцы призвали сохранить памятники архитектуры города... Подробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

03.07.1936 - День основания ГАИ (ГИБДД)

25.07.1929 - День рождения В.М.Шукшина - писателя, кинорежиссера, актера.

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab