Живые дороги Сибири - информационный портал

декабря, четверг

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Красноярские Столбы, Хакасия

27.05.2005

27.05 – 30.05.2005


Ну, вот опять потянуло в дорогу... на этот раз основная цель – Красноярские столбы. Даже странно, почему раньше там не побывали? Два года подряд в мае месяце неподалеку были. А тут – как озарение какое-то. И всё – туда, туда. Маршрут без изысков, ограничен рабочей неделей с минимумом отгулов (понедельник, 30-е). Планируемый выезд – пятница, 17-00 (после работы), приезд – понедельник, 18-00. Вперед!

Итак, пятница, 27 мая 2005 г., 17-00. Старт с перекрестка Фрунзе – Красный проспект. Цель – Кемерово. Полный бак, 0 км., погода хорошая. Как всегда, по ленинск-кузнецкой трассе, дорога хорошая, но, только до известной поры. Кто ездил, тот знает. С десяток километров до границы с Кемеровской области – как после бомбежки. Все как и прошлом, и позапрошлом году. Наверное, как и будущем, и в послебудущем… Однако лошади на границе дорогу и настроение меняют к лучшему. Через перекресток Ваганово-Промышленная – на Кемерово. Все на удивление чудненько, в отличие от прошлого года – прокол колеса, ремонт… В итоге в Кемерово оказались в 20-00. Ну и ладно, побродим по набережной, пиво там, то да сё, гостеприимная гостиница Томь… Но столь ленивым планам сбыться было не суждено. Возобладало другое мнение – пока светло, нечего расслабляться, поехали дальше. Например, до Мариинска.

Ну, поехали. И правда – светло, сухо, дорога хорошая. За Кемерово – развилка, на которой традиционно сворачиваем не туда, возвращаемся. Дальше - весёленький серпантинчик и прямая дорога до Мариинска. В Мариинск приехали в 21-40, слегка темнеет. Решили остановиться на ночь в гостинице «Кия». Первый этаж – бар, ресторан, следующие два – жилые квартиры, выше – гостиница. Вроде бы ничего, но цены… Ладно, деваться некуда. Поселились, пошёл пристраивать на ночь машину.

Стоянок нет вообще. Посоветовали на пожарке – не пустили. Дежур сказал, что ключей от гаража нет, а на территории пожарной части лучше не оставлять – наркоманы всё равно доберутся. Оптимистично, однако. Посоветовал поставить проста напротив гор. отдела милиции. Пока нашёл, пока поставил, да ещё со стражами пообщались – почти ночь. Но спать хотели в Мариинске только мы. Всю ночь под окнами гульбище, песни. Так что дальше поехали с недосыпом.

28 мая 2005 г. Выехали в 9-00 местного (8-00 нск), залив 40 л. Ачинск, как всегда, встретил огромными дымами (на этот раз засёк, за 40 км. видны дымящие трубы Ачинского глинозёмного). На въезде плеснули ещё 20 л. Дорога разная, местами хорошая, местами ремонт, есть и побитые участки.

Красноярск нарисовался в 11-20 нск, на этот раз проехали уверенно, не блудили. Енисей произвёл печальное впечатление. Сразу за Красноярском появился туман, сырость, морось. Через час доехали до Уяра, перекусили. Местным собакам тоже досталось.

13-40 нск, 999,9 (!) – КПП Зеленогорска. Потом по городу покатались, на ГРЭС побродили, на набережной. Вечером – небольшое застолье, и спать. Завтра – Столбы!

29 мая 2005 г. 10-00 выехали из Зеленогорска, 10-30 – уже на трассе. В Красноярске немного поплутали, и вскоре после полудня приехали к Столбам. Как было заранее договорено, удалось Пыхтун-тропу проехать, сэкономив часа полтора на не очень интересном вялом подъеме. Машину оставили на самой верхней стоянке. Вперед, Столбы зовут!

Идём втроём, с нами инструктор. Теоретически, конечно, можно и одним. Но как бы мы искали тропинки от столба к столбу, потратив на это кучу времени, и сколько интересного мы бы не услышали! Да и вряд ли забрались бы на Деда и Третий. В общем, первый раз нужен сопровождающий, лучше всего – из старых «столбистов». Наш (наша) инструктор (далее – И.) таковым и была, и родители её лазили здесь, теперь и дети тоже.

Итак – начало. Между «Слоником» и «Первым». На самом деле «Слоник» - это бывший «Склоник», огромный наклоненный камень. Буква «к» со временем потерялась, и получился «Слоник». Иностранцы эту историю очень не понимают. «Слоник» тем интересен, что на него можно забежать с хорошего разбега, прямо до вершины. Некоторые, особо здоровые, промахиваются и перелетают на другую сторону. А вот спускаться приходится совсем по-другому, сидя и скользя. Поэтому он весь такой отполированный.

Столб «Первый» - не совсем столб, скорее, небольшая скальная гряда. Тянется от «слоника» к «Бабке». Вверху, на самом гребне, люди. И по стене вверх карабкаются, без веревок, без ничего, просто так. По словам И., некоторые падают. Рассказала про последний случай, парнишка упал в прошлом году как раз между «Первым» и «Слоником». Траектория падения видна по содранному мху на скале.

Вообще, тема падения со Столбов возникала у каждого нового столба.

Дальше пошли мимо «Бабки» и «Внучки» к «Деду». Погода хорошая, на удивление мало людей. Похоже, мы застали единственно погожий день – до и после были дожди. Чувствуется, что идём по заповеднику – очень мало следов человека, даже окурки – большая редкость. Вроде бы и звери здесь живут, и рысь захаживает. «Бабку» с «Внучкой» прошли стороной, а вот у «Деда» задержались. Здоровая скала, вся обкатанная, не острая. Вот сюда и полезем. Подъем не очень высокий и не сложный, но в итоге стоим на краю столба. Внизу, далеко под ногами – лес. Похоже, и сам «Дед» стоит на обрыве. Зрелище великолепное . Где-то далеко справа – город, а остальное – весенний лес, лиственница, кедр, сосна… Всё шумит под ветром.

Очередной рассказ как раз с ветром и связан. На самом верху «Деда» демонстрировалась стойка на руках в честь любимой девушки. Всё оборвал порыв ветра, снесший исполнителя трюка со столба. С летальным исходом.

С того места, на которое мы забрались, уже видна следующая наша цель – «Перья». Спускаемся, и снова попадаем в лес. Столбов снизу не видно, ориентиров нет. Бредём по тропинке, чисто, тихо, слегка сыро. А вот и Перья. Несколько скал, из-под земли торчащих. Вот между двух лежит камень, упавший сверху. Судя по всему давно, т.к. еще на старинных рисунках позапрошлого века он уже нарисован с небольшой сосёнкой, растущей на нём. Сосёнка с тех пор подросла совсем немного, там, видимо, есть нечего. А камушек-то до сих пор живой, ежили по нему сверху пройти – качается (со слов И.). Отсюда местная технология проверки на невинность – надо некоторое время постоять под камнем. Если не упадет – невиновен. Пока таких преобладающее большинство.

А вот и сами «Перья» - правда, как вздыбленные перья каменной птицы. Все прорезаны вертикальными трещинами – раздолье для «столбистов». Внизу – табличка. Володя Теплых. Разбился здесь в 1989 году. Говорят, «столбист» был «от бога», лазил, как танцевал. Очень красиво, пластично.

Не уберегся…

Сейчас на «Перьях» молодые демонстрируют чудеса скалолазания. Опять же слов, последний писк – спуск по трещине вниз головой со стоящей на ступнях любимой девушкой (!). Представить и то жутко. Хотя, говорит И., современные молодые всё-таки стали осторожнее. Видно из сравнения трёх поколений – родители, собственно И., и дети И. Побродили около и вблизи «Перьев», и дальше, на «Третий» столб.

На него снова можно залезть. Чуть труднее, чем на «Деда», но всё равно доступно. Вид сверху прекрасный. Хорошо видны ближайшие столбы, «Четвертый», «Второй» и «Первый», «Дикие» столбы, за границей заповедника. На «Четвертом», под самой вершиной – надпись белой краской «Свобод а» (именно так). Очередная легенда третьей четверти прошлого века: «Ленин по дороге в ссылку, в Шушенское, был на Столбах и написал «Свобод» - на большее краски не хватило. А потом, по возвращении из ссылки, специально заехал и дописал «а»».

Перед верхом «Третьего» небольшая площадка, народ с пивом и с закуской отдыхает. Все возрасты – молодые, средние, пожилые.

Спустились с «Третьего», идём дальше, ко «Второму». Место зарождения большевистского движения в Красноярске – здесь проводились первые сходки, и даже печатались листовки. Недалеко стоял жандармский пост, который всё это наблюдал, но не вмешивался. Здесь тоже табличка в память о тех годах. А на вершине сидит «Черепашка» - огромная каменная черепаха с зеленым кустом во рту. Дольше дорога ведёт обратно, через ручейки. Вот ещё одно чудо, напоследок – здоровый, почти правильной кубической формы, камень метра 2 высотой. И на нём, прямо посередине, растет тоненькая, высокая – метров двадцать - сосёнка. Корни все лежат на поверхности камня, до земли почти не достают. А она каким-то образом умудряется жить и расти. Называется всё это «Любовь к жизни».

Заканчивается путешествие, снова выходим к «Слонику». Итого бродили около 4-х часов.

Спускаемся вниз, на трассу. Теперь нас ждёт Шира.

Дальше – уже знакомый по позапрошлому (2003) году маршрут. КрГЭС, серпантин. На вершине серпантина – ожидаемая вышка. Однако на этот раз наверх забраться не удалось, нас опередили. Рядом с вышкой стояла машина, водитель и его подруга с нетерпением ожидали, когда остановившаяся бесцеремонная новосибирская машина поедет дальше. Новосибирская машина ждала от парочки того же. Однако они были первыми. И, видимо, что бы застолбить свой приоритет, начали целоваться. Целомудренная новосибирская машина этого не выдержала и медленно уехала в сторону Бирюсы.

Дальше – вверх-вниз-вправо-влево. Заправок нет, а бензин на исходе. Но вот в Бирюсе, в 17-48 нск – всё сразу, бензин 30 л) и кафе. Однако покормили только машину, а сами заправились уже в конце горной дороги, перед тем, как она после правого поворота резко переходит в степь. К заправке (10л) и ДПС перед Новосёлово приехали около 19-10 нск. Тут немного поплутали, чуть не уехали на Ужур Разобрались, вернулись, сориентировались. На Шира поворот чуть дальше. Свернули с М-54 на запад, дорога стала ничуть не хуже. Совсем не как в НСО – 100 м от трассы асфальт, дальше в лучшем случае щебёнка. Здесь асфальт – хороший – везде.

Километры просто просвистывают мимо, вот и озеро Белё, первая его половинка, по-моему, пресная. Уже вечереет, вокруг ни души, только цвирки цвиркают. Тихо, озеро абсолютно ровно-зеркальное. Окружающие холмы отражаются так, что непонятно, где грань между реальностью и отражением. Вдоль дороги, на краю асфальта растут букеты синих красивых цветов, у нас такие почему-то растут по одиночке. Чуть дальше – перемычка между половинками Белё, и вторая его половинка – солёная.

Вскоре слева открывается озеро Шира. И посёлок Жемчужный, а сама Шира – дальше направо, километров 7. В позапрошлом году ночевали в санатории на озере – еле удалось устроиться, в прошлом – в Шира, в гостинице «Унгур». А сейчас – снова в санаторий, в надежде на большее, чем раньше, гостеприимство.

Надежда полностью оправдалась. Сейчас здесь «транзитных» посетителей любят, и хорошо устраивают. Сложили вещи, и пошли гулять на озеро. Быстро темнеет, и над Шира разгорается красивейший закат. Красное солнце, садящееся в облака над холмами, последними лучами освещает озеро. Зрелище великолепное. Я до того растрогался, что решил в бутылку из-под только что выпитого пива набрать воды из озера – на память.


По возвращении в номер обнаружилось, что в бутылке мечется местный рачёк, тот самый, из которого потом получается рапа. Специально ловил бы – никогда не поймал. Тут же назвали его Васькой. Все вместе и поужинали.

30 мая 2005 г. Совсем уже решили забрать Ваську с собой, но в последнюю минуту разум восторжествовал. В 7-30 нск Ваську отпустили домой, а воды на память таки набрали. В поллитровку из-под «БонАквы». (Примерно через месяц, приехав с дачи, обрадовано нашёл в машине бутылочку минералки. Поставил в холодильник, дождался, пока охладится… Хорошо, что Ваську выпустили. Весь вечер ходил и плевался.)

Дальше без чудес. Под Шира побродили среди менгиров. В 9-40 нск – Ужур. Вот чудное место, все дороги здесь сходятся. Заправка (40 л.) на выезде – и три дороги, все уже ранее проеханые. Прямо – Назарово-Ачинск, направо – Новосёлово, М-54, налево – Шира. Увы, нам прямо, домой.

10-20 – Ачинск, штраф в Назарово. 12-10 – Мариинск (40 л.), протокол за превышение между Ачинском и Мариинском (денег не взяли..). Кемерово, Журавлево. Опять новосибирские дороги.

17-40. Новосибирск.

2480 км.

Столбы и закат над Шира того стоили!

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

26.11.2017
Новосибирские общественники требуют от Генпрокуратуры РФ проверить деятельность «Сибуправтодора»... Подробнее

20.11.2017
Власти Кемерова готовят ТЭО на строительство моста через реку Томь... Подробнее

20.11.2017
Глава алтайской ГИБДД Богомолов сделал фото с хештегом #пристегнисьроссия... Подробнее

16.11.2017
Завершился капремонт участка трассы Р-256 Чуйский тракт в Республике Алтай... Подробнее

12.11.2017
Алтайские спасатели дали советы водителям... Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab