Живые дороги Сибири - информационный портал

января, среда

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

От путей и троп Сибирских до Бабиновской дороги

25.09.2010

Пути и тропы пересекали Сибирские края с незапамятных времён в различных направлениях в течение тысячелетий, сопровождая переселение местных народов.

«Татары и мунгалы пришли с юга, финские народы (ханты и манси) с запада, самоядские племена отступили из южной Сибири, а тунгусы, отделяясь от дауров и манжуров, рассеялись по восточной части Сибири. Где первобытные всех сих народов были жилища, того определить точно невозможно» [А.Н.Радищев, "Сокращённое повествование о приобретении Сибири"].

Но значительные перемещения - как местных народов, так и приходящих, начались лишь с приходом нашей эры. Пришельцы, как правило, были воинственны, хорошо организованы - пожалуй, именно их конные отряды, проходя многокилометровые расстояния, протаптывали прообразы будущих дорог.

Одними из первых путепроходцев южной и центральной Сибири были древние племена гуннов, которых китайские войска вытеснили с северных рубежей Китая. В I веке до н.э. гунны прошли в южную Сибирь и установили своё господство над местными племенами южной Сибири - на территории от Прибайкалья до Алтая. Гунны вели воинственно-походный образ жизни, однако на землях, подвластных им, обустраивались постоянные городища - сооружались постройки для наместников и другие сооружения, требующие доставки рабочей силы и материалов. Возможно, именно в те времена закладывалась основа современной сети дорог Южной Сибири.

Гунны в своих завоеваниях не ограничивались Сибирскими владениями – обеспечив себе тыл, они устремились на запад, и к III веку вышли к южному Уралу, а в следующем столетии пронеслись по Европе, однако в V век были разгромлены. К этому времени их влияние ослабло и в Сибири, так что на месте единой державы гуннов к VI веку образовались несколько самостоятельных государств - каганатов, население которых составляли как местные племена, так и осевшие остатки гуннов, а также постоянно прибывающие с юга тюркские племена.

Судя по всему, в эти времен направления от северных границ Китая и Монголии в Сибирь были хорошо известны, и различных троп – как пеших, так и конных – было протоптано немало.

В течение почти семи веков, вплоть до явления Чингиз-хана, в Сибирских каганатах, помимо традиционных сельскохозяйственных промыслов – земледелия и скотоводства – появились промышленные: добыча рудных ископаемых, изготовление оружия, орудий труда, утвари и украшений. Усиливающиеся связи - как между областями каганатов, так и между различными каганатами – приводили к расширению сети сибирских дорог, увеличению их протяжённости, в том числе в северные районы. Большая часть дорог проходила вдоль рек, что позволяло сочетать пешие и водные пути.

Несколько сот лет относительно спокойного развития сибирских регионов были прерваны в XI веке. Сначала воинственные монгольские племена с востока, а затем организованная армия Чингиз-хана после почти векового сопротивления оккупировала практически всю Сибирь, уничтожив следы государственности и цивилизации поверженных народов.

К XIII веку потомки Чингиз-хана завоевали, подчинили себе и обложили данью практически все племена и народы Сибири. К середине XIII века внук Чингиз-хана – Батый основывает на завоёванных территориях монголо-татарское государство – Золотую Орду («Улус Джучи»). Власть Золотой Орды распространялась не только на Сибирские территории, но и большую часть европейского юга.

Однако агрессивная Орда не стала долгожителем – уже в конце XIV века, после разгрома в Куликовской битве русскими войсками под предводительством князя Дмитрия Ивановича (Донского) отрядов возглавляемых темником Золотой Орды Мамаем, Орда была значительно ослаблена. К XV веку на месте когда-то могущественной Золотой Орды возникают более мелкие образования - Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Астраханское ханства. В Сибири, на месте существовавшего ещё в годы Золотой Орды вассального Тюменского ханства осталось одно Сибирское ханство – на территории от Иртыша до Енисея. К концу XVI века, в 1582 году Сибирское ханство возглавляет хан Кучум, последний владыка Сибирских регионов монголо-татарской династии.

1 сентября 1582 года отряды Ермака Тимофеевича поднялись по реке Чусовой, перевалили через Уральский хребет, спустились по реке Тагил и вошли в Сибирское ханство. Дальнейший путь пришлось пройти с боями – был взят Епанчин-городок (Туринск), древняя столица Тюменского ханства Чинги-Туру (Тюмень) и, наконец, после нескольких приступов в конце октября 1582года - столица Сибирского ханства – город Искер.

Недолгий и победоносный поход Ермака Тимофеевича со товарищи положил конец правлению монголо-татарскому, и тут же в желанную, но ранее чуждую Сибирь потянулся торговый люд.

На ту пору существовало несколько проходов через Уральский хребет («Камень»), но все они были не построены, а найдены – в основном, как кратчайшие переходы через водоразделы крупных рек, от конца судоходного притока одной реки до судоходного же верховья притока реки другой. Пути такие были крайне тяжёлыми, немалой частью по воде, так что по сухим местам лодки с товаром приходилось тащить волоком

И только в 1595 году по указу царя Фёдора Ивановича начались поиски более прямого и удобного пути в Сибирь, в коих преуспел уральский крестьянин Артемий Бабинов. По преданию, ему удалость проследить путь через Уральские горы местного племени манси, по которому он и предложил провести дорогу, продлив её до верховьев реки Тура. После доклада в Москву и получения высочайшего царского согласия, а также закрепления за ним местной рабочей силы, Артемий Бабинов в течение двух лет строит первую настоящую сибирскую дорогу.

Это было настоящее дорожное строительство – вырубался лес, расчищались просеки, через реки наводились мосты. Впервые дорога не подстраивалась под водные пути, сливаясь с ними, а шла своим путём, пересекая мостами реки.

«Дорога шла от Соли Камской через реки Усолку и Сурмаг, и верховья Яйвы на реку Косьву, и далее по реке Кырье, притоку Косьвы. Перевалив через Урал, дорога пересекала реку Павду, прток реки Ляля, затем переходила чеоез Лялю на реку Мостовую, впадающую в Туру, и достигала верховьев Туры» [О.Н.Вилков, «Очерки … развития Сибири»].

В конце этой дороги, в верховьях реки Тура, в скором времени становится город Верхотурье.

С 1597 года, с открытия Бабиновской дороги, получившей статус правительственного тракта, в Сибири заканчиваются тысячелетья протаптывания, и начинается эра строительства дорог.

От Бабиновской дороги до Московско-Сибирского тракта


От Московско-Сибирского тракта до Федеральных автомобильных дорог



НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

12.01.2018
Более 7,3 миллиарда рублей получат регионы Сибири в 2018 году на финансирование проекта "Безопасные и качественные дороги"... Подробнее

12.01.2018
Сорванные крыши, заметенные дороги: в Сибири устраняют последствия урагана... Подробнее

11.01.2018
С нового года в Сибири изменились привычные названия автомобильных дорог... Подробнее

18.12.2017
Разворовали стройку века... Подробнее

26.11.2017
Новосибирские общественники требуют от Генпрокуратуры РФ проверить деятельность «Сибуправтодора»... Подробнее

Все новости

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab