Живые дороги Сибири - информационный портал

мая, воскресенье

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Материалы   /  Главная

Серебро капитана Сатунина

17.09.2010

Осенью 1919 года с полномочиями от адмирала Колчака в город Бийск через Барнаул прибыл капитан Сатунин.

Ранее (весной – летом 1918 года) капитан «вел борьбу против красных на Алтае …, приведшей к освобождению от большевиков всей Ойратии (Каракорумский уезд) и южной части Бийского уезда. База его отряда находилась на пограничном таможенном посту Кош-Агач на Чуйском тракте по долинам рек Катунь и Чуя. Поднял мятеж против ВСП <Временное Сибирское Правительство> на Алтае, подавленный Гришиным-Алмазовым летом 1918 г» [5].

Видимо, именно в это время капитан снискал себе славу "известного истязателя" [4] и «картеля» [6].

В Бийске капитан Сатунин занялся вопросами «вооружения, снаряжения, снабжения денежными средствами и набора добровольцев в отряды» [1].

Вопрос снабжения денежными средствами решился удачно - «капитан Сатунин застал в Бийске еще не успевшее эвакуироваться Государственное Казначейство, серебряным запасом коего он и воспользовался» [1]. По информации некоторых источников [4], добыча капитана составила 360 пудов (почти 6 тонн) серебра.

После решения этого и других вопросов поздней осенью 1919 года «капитану Сатунину удалось в Бийске набрать отряд из офицеров и добровольцев до 300 человек, хорошо вооружить, снабдить всем необходимым и даже прихватить на всякий случай одно старое легкое орудие. Отряд своевременно ушел в горы…» [1].

Дальнейшая история отряда капитана Сатунина в различных источниках излагается по-разному, и называется то «отступлением», то «партизанской войной»

«Город Бийск … был оставлен белыми 26 ноября. Белые войска под командой капитана Сатунина начали отсюда свое отступление в глубь горного Алтая, вдоль Чуйского тракта, по направлению к монгольской границе. 7 декабря колонна отступавших белых войск имела бой с красными партизанами у деревни Шебалиной. Красные пытались отрезать белым путь отступления, но это им не удалось» [7].

По одной из версии, «в селе Топучая под Семинским перевалом сам Сатунин был убит, часть обоза ушла в Монголию, часть - по тропе стала уходить в сторону Усть-Кана. По свидетельствам очевидцев, в обозе Сатунина были деньги, картины, золото, до Усть-Кана они так и не дошли. Место их нынешнего хранения неизвестно» [2].

По другой – «23 декабря 1919 года <красные> партизаны перехватили Чуйский тракт в с. Топучая. Попытки <белогвардейских> отрядов <в т.ч. под командованием Сатунина> прорваться по тракту в Онгудай не увенчались успехом, и им пришлось отступить... по направлению Апшуякта-Каспа. Достигнув реки Кураты, белогвардейцы спустились по ней до Чуйского тракта и присоединились к своим главным силам… В конце декабря 1919 года в урочище Едро <Йодро?> был смертельно ранен командующий белогвардейскими отрядами капитан Сатунин» [3]. Однако при этом другой источник добавляет, что «весной 1920 г. в отряде на почве якобы недовольства своевольством капитана Сатунина в расходовании запаса серебра вспыхнул бунт, окончившийся трагической смертью Сатунина и расколом отряда [1].

Так или иначе, но в конце 1919 г. в отряде капитана Сатунина был обоз с серебряным запасом Государственного Казначейства, а к весне следующего, 1920 года капитан Сатунин был убит, а обоз с серебром бесследно пропал. Видимо, это произошло во время боёв осени-зимы 1919 года в районе треугольника ТопучаяШебалино – Каспа.

Можно предположить, что серебряный запас был спрятан Сатуниным в этих краях - что бы облегчить отступление отряда, с надеждой в будущем вернуться с победой и забрать сокровища. Однако будущее оказалось другим – вскоре пришлось думать лишь о полной эвакуации и предстоящей жизни на чужбине. И вот тут-то соратники капитана вполне могли припомнить ему пропавшие ценности и обвинить его в попытке сокрытия «серебряного запаса» для единоличного использования, что и закончилось в итоге «трагической смертью Сатунина». Это подтверждается информацией - «Убит <капитан Сатунин> весной 1920 г. своими людьми из-за недовольства ими его расходованием денег отряда» [5].

А пропавший обоз с серебряным запасом Государственного Казначейства стал одним из давно и тщетно разыскиваемых кладов адмирала Колчака.

1. А. И. Камбалин. 3-й Барнаульский Сибирский стрелковый полк в Ледяном походе.

2. Сайт "Кладоискатель". О кладоискательстве на Алтае .

3. Горно-Алтайский государственный университет, сборник научных статей. Из истории гражданской войны в Горном Алтае .

4. Гришаев В. Ф. "За чистую советскую власть...". Повстанческое движение на Алтае (1920-1922).

5. А.В. Квакин. Биографии.

6. А.В. Квакин. За спиной Колчака: документы и материалы.

7. Серебренников И. И. Гражданская война в России: Великий отход .

НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

01.09.2016
Справка о выполнении дорожных работ по улучшению региональных и муниципальных автомобильных дорог Республики Алтай, г. Омска и Омской области... Подробнее

30.08.2016
Сибирский округ отчитался перед Росавтодором за использование федеральных средств, выделенных на дорожные работы... Подробнее

17.08.2016
В Сибири подписали «Хартию ответственных участников дорожного движения»... Подробнее

16.08.2016
На федеральной трассе М-53 «Байкал» (Р-255 «Сибирь») закончен ремонт 25 километров... Подробнее

13.08.2016
Водопад Учар включен в пятерку самых труднодоступных достопримечательностей России... lПодробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

05.06.2007 - Всемирный день охраны окружающей среды, День эколога России

18.06.1709 - День основания города Бийск (в 1709 году Указом Петра I заложена Бикатунская крепость).

03.07.1936 - День основания ГАИ (ГИБДД)

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab