Живые дороги Сибири - информационный портал

февраля, вторник

Вернём Сибири Солнце!
Вернём Сибири Солнце!

ДОРОГИ

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

МЕСТА, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Легенды и тайны, чудеса и клады Омской области

Легенды и тайны, чудеса и клады Новосибирской области

ЛЮДИ

Мирология – Понимание смысла жизни

Материалы   /  Главная

Сибирские первооткрыватели

05.01.2011

С древнейших времён на территорию Сибири проходили люди с западной стороны Уральских гор – в основном, северным морским путём (проливом Югорский шар, реже – Карские ворота), или же через северный Урал. Как правило, эти пути заканчивались в районе Обской губы, полуострова Ямал или же устья Енисея, где проходила меновая торговля пришельцев с Руси и местного населения.

Более южные пути почти не использовались – непроходимый Уральский хребет и военные отряды монголо-татарских ханств («Золотой Орды», Тюменского, а затем Сибирского в главе с ханом Кучумом) надёжно прикрывали Сибирь от массовых походов с запада, со стороны Московского княжества и его приемника - Царства Русского.

Поход атамана Ермака Тимофеевича со дружиною, начавшийся 1 сентября 1582 года, положил начало новым путям-дорогам в Сибирские земли и строительству военных укреплений (острогов), которые в свою очередь, сделали безопасными торговые и исследовательские экспедиции.

Ермак погиб 5 августа 1584 года, в этом же году оставшиеся казаки его войска вернулись обратно за Урал. Ещё 14 лет властвовал хан Кучум в Сибирском ханстве, и почти всё это время казачьи отряды продвигались в глубь Сибири. Это были уже не просто военные походы, но планомерное освоение новой территории – установление связей с местными народами, строительство острогов и заселение ближайших к ним земель.

В 1586 году отряд из трёхсот стрельцов под началом воевод Василия Сукина и Ивана Мясного да Данилы Чулкова спустился по реке Тура и в конце июня занял ранее взятую Ермаком, а теперь покинутую древнюю столицу Тюменского ханства город Чинги-Туру. Здесь же, неподалёку стрельцы возвели первый русский острог на Сибирской земле – Тюменский острог, основу будущего города Тюмень.

В следующем, 1587 году письменный голова Данила Чулков с частью тюменского гарнизона и с новым пополнением отправился из Тюмени дальше – вниз по рекам Тура и Тобол, до реки Иртыш. Здесь находился город Искер - столица Сибирского ханства, где властвовал недруг Кучума - князь Сейдяк (Тайбугин Сеид-Ахмед). Войны отряда Данилы Чулкова в некотором отдалении от Искера заложили второй острог на Сибирской земле – Тобольский (будущий город Тобольск). Военного столкновения не было, однако князь Сейдяк с ближайшими сподвижниками (одним из которых был Карача - тот самый, который несколько лет назад погубил один из отрядов Ермака вместе с атаманом Иваном Кольцо) - были взят в плен и отправлены на Русь. Никто из пленённых не пострадал, а князю Сейдяку впоследствии было пожаловано поместье в российских землях.

Следующий шаг на восток был сделан отрядом князя Андрея Елецкого в 1594 году, пришедшим из Московских земель через Лозьвинский городок в восточных предгорьях Уральских гор (ныне город Ивдель) в Тобольский острог с поручением поставить город Тара выше по Иртышу, вблизи устья реки Тара. Однако заложен город-крепость Тара был на значительном удалении от реки Тара, ниже по течению Иртыша – в том месте, которое было признано более удобным.

Для укрепления уже поставленных острогов, нового строительства и торговли – для всего дальнейшего развития Сибири уже не хватало тех путей – по большей части водных - которыми ранее проходили казацкие отряды. В 1595 году по указу царя Фёдора Ивановича начались поиски более прямого и удобного пути в Сибирь, в коих преуспел уральский крестьянин Артемий Бабинов. Ему удалость найти путь через Уральские горы, который после обустройства мог быть пригоден для «ямской гоньбы» - регулярного сообщения тройкой лошадей, запряжённых в повозку. Так в 1597 году появилась в Сибири первая построенная, а не протоптанная – Бабиновская дорога.

А тем временем хан Кучум - через четырнадцать лет после гибели Ермака - по-прежнему глава Сибирского ханства. Хоть и сильно урезанного с запада, но не желающего, несмотря на неоднократные предложения, мириться с пришествием Руси в Сибирь.

В 1598 году воевода из Тары Андрей Воейков получил приказ царя Бориса Годунова разбить войско Кучума, обезопасив дальнейшее освоение Сибирских земель. В начале августа отряд Воейкова вышел из Туры, прошёл мимо Убинского озера и вышел на берег реки Обь в районе устья реки Ирмень. Здесь в двадцатых числах августа 1598 года состоялась последняя битва, в которой войско Кучума было окончательно разбито.



Поражение Кучума произвело впечатление на небольшие сибирские племена. И вот в 1603 году глава одного из них – князь Тоян Эрмашетов, чье племя эушта проживало в низовьях реки Томь (притока реки Обь) приезжает в Москву. Встретившись с Борисом Годуновым, Тоян предложил русскому царю основать на его землях в Сибири русский город, который мог бы защитить его племя от набегов агрессивных соседей с юга. Земли Тояновы давали возможность выхода к водным путям на юг – вверх по Оби и Томи, так что в следующем, 1604 году очередной отряд казаков и стрельцов, возглавляемых Гаврилой Писемским и Василием Тырковым, выходит из Тобольска и ставит на правом берегу реки Томь Томский острог, который положил начало городу Томск.



Именно из Томска началось продвижение на юг, в первую очередь – вверх по Томи в земли кузнецкие. В 1617 году отряд Астафия Харламова-Михалевского, вышедший из Томска, строит отрог в устье реки Кондома - притока Томи. Весной следующего, 1618 года стройка заканчивается, и в Сибири появляется Кузнецкий острог, который становится форпостом дальнейшего освоения южных алтайских земель.

А через пятнадцать лет, в 1633 году из Томского острога через Кузнецкий проходит отряд, который ведёт к верховьям реки Бия Петр Собанский. Отряд Собанского первым из российских первопроходцев вышел к Телецкому озеру.

Дальнейшее продвижение на восток с выходом к реке Енисей связано с именами Петра Албычева и Василия (Черкаса) Рукина. Именно их отряд, вышедший из Тобольска, спустился к Енисею по реке Кеть и в 1619 году основал Енисейский острог (будущий город Енисейск), ставший на многие годы опорой точкой для освоения южных и восточных – вплоть до Байкала – земель Сибирских.

Удобное расположение Енисейского острога – недалеко от устья реки Ангара, уходящей далеко на юго-восток к озеру Байкал, дало возможность проводить водные экспедиции в бурятские («брацкие», «братские») земли.

Начиная с 1623 года воеводы енисейские, начиная с Якова Хрипунова, регулярно отправляют экспедиции на восток – в 1623 году Ждана Козлова со товарищи в «брацкие» земли, затем, в этом же году - атаманов Дмитрия Фирсова и Василия Алексеева с отрядом вверх по Ангаре, в 1626 и 1627 годах – Максима Перфильева с отрядом опять же по Ангаре в «брацкие» земли.

В 1628 году сотник Петр Бекетов впервые, поднимаясь вверх по Ангаре, преодолел ангарские пороги и вышел к устью реки Ока – левому притоку Ангары, и в этот же год бывший енисейский воевода Яков Хрипунов ведёт экспедицию, снаряженную в Москве, на поиски серебряных руд в землях тунгусских.

Богатым на новоселья был 1628 год – благодаря Андрею Дубенскому и его походу «со служивыми людьми» из Тобольска через Енисейск вверх по Енисею, в месте впадения в Енисей реки Кача, закладывается Качинский острог, впоследствии переименованный в Красноярский и выросший до города Красноярск. Андрей же Дубенский, став первым воеводой Качинского (Красноярского) острога, в том же 1628 году отправляет вниз по Енисею, а затем вверх по притоку Енисея реке Кан атамана Ермака Остафьева с отрядом казаков для установки острога, прикрывающего Качинский (Красноярский) острог с востока. Уже глубокой осенью казаками закладывается Канский острог (впоследствии – город Канск) на самом восточном течении реки - дальше Кан поворачивает на юг.

А через три года, в 1631 году вновь из Енисейского острога выходит отряд под командованием атамана Максима Перфильева. Отряд уже известным путём прошёл по Ангаре, к Падунским порогам, и здесь заложил Братский острог (современный город Братск). Двадцать лет спустя, в 1651 году Петр Бекетов перенёс это острог на новое место – от Падунских порогов ближе к устью реки Ока.

Казаки всё ближе и ближе подходят к озеру Байкал, и вот летом 1643 года по реке Сарма, впадающей в Байкал впервые спускается к озеру отряд пятидесятника Курбата Иванова, вышедший из Якутского острога вверх по реке Лена. Часть отряда под руководством казака Семеном Скороходова прошла к северной оконечности Байкала – до устья реки Верхняя Ангара.

Вновь на северный берег Байкала в 1647 по пути Семена Скороходова году выходит с отрядом казачий атаман Василий Колесников и в устье одного из рукавов Верхней Ангары закладывает Верхнеангарский острог.

И уже в следующем, 1648 году другой казачий атаман Иван Галкин продолжает обход озера Байкал с востока, выходя на правый берег реки Баргузин, впадающей в Байкал. Здесь он основывает Баргузинский острог, из которого исходят следующие экспедиции, открывающие южно-байкальские земли.

Несмотря на то, что путь вверх по Ангаре от Енисейска до озера Байкал был хорошо известен, вблизи Байкала не было ангарских острогов – ближайший острог на Ангаре (Балаганский острог) стоял на удалении нескольких сотен вёрст от байкальских берегов. Именно в Балаганский острог зимой 1660 года прибыл посланник князя Яндаша, чей народ стоял в устье притока Ангары реки Иркут.

Яндаш предлагал поставить на его землях острог для защиты своих людей, и летом 1661 года Яков Похабов со товарищи возводят острог. Изначально новый острог назывался Яндашским, однако позже стал именоваться Иркутским, и со временем вырос до города Иркутск.

Так почти по всем крупным байкальским рекам встали остроги. Кроме одной - реки Селенга, впадающей в Байкал юго-восточнее Баргузинского острога. Казаки Баргузинского острога хорошо знали эту реку, и весной 1665 года с согласия начальника острога казачий десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов набирают в прибайкальских землях отряд и начинают подъём по Селенге. Результатам этого похода стало основание летом 1665 года Селенгинского острога, а осенью выше по течению, в устье реки Уда встал Вернеудинский острог (ныне – город Улан-Удэ)...



НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ

18.01.2018
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОПАСНЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ Подробнее

17.01.2018
Снегопады в Сибири побили вековые рекорды и привели к перекрытию трасс... Подробнее

12.01.2018
Более 7,3 миллиарда рублей получат регионы Сибири в 2018 году на финансирование проекта "Безопасные и качественные дороги"... Подробнее

12.01.2018
Сорванные крыши, заметенные дороги: в Сибири устраняют последствия урагана... Подробнее

11.01.2018
С нового года в Сибири изменились привычные названия автомобильных дорог... Подробнее

Все новости

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31.03.1959 - Запуск последнего агрегата Новосибирской ГЭС.

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

17.03.2016 -  Чадан - Хандага́йты

17.03.2016 - Хандага́йты

19.01.2014 -  Верх-Чебула - Усть-Колба

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 33-ий км

19.01.2014 - Верх-Чебула - Усть-Колба, 29-ый км.

19.01.2014 - Дмитриевка

19.01.2014 - Усть-Серта

10.01.2014 -  М-53, 469 км.(Тяжинский) - Тисуль

10.01.2014 - М-53, 469 км.(Тяжинский)

10.01.2014 - Усть-Колба

10.01.2014 -  Тисуль - Шарыпово

10.01.2014 - Дубинино

10.01.2014 - Инголь

10.01.2014 - Тамбар

10.01.2014 - Кайчак

Open Directory Project

info@liveroads.ru
Использование материалов сайта допускается в некоммерческих целях с указанием источника (Сайт «Живые дороги Сибири», liveroads.ru), в сети Internet – с обязательным указанием активной гиперссылки на источник (http://www.liveroads.ru).

Design by NooLab