|
|
Материалы / Главная
Восточно-Саянское похождение.
28.04.2007
28 апреля - 1 мая 2007 г.
И снова наступает месяц май! Значит, то, что было в далёких задумках с прошлого года, после окончания сезона похождений, сейчас уже готово стать реальностью. Как всегда, мысли о следующем похождении зарождаются во время возвращения с похождения очередного, когда не хочется надолго прощаться с только что открытыми, пока ещё малоизведанными местами и дорогами, которые уже не раскручиваются впереди, перед колёсами, а скатываются где-то в багажнике до будущих времён. Значит, надо снова что-то придумать, найти места, где мы ещё не были. Перерыть Интернет, справочники, путеводители, карты. Узнать про дороги и бездорожье, наметить маршруты - основной и "отходной" - на случай, если что не так пойдёт. Спланировать - где побывать и что посмотреть. Времени, как всегда, будет мало - три майских праздника да предпраздничный вечер - поэтому все планы максимально плотные и любое, даже незначительное ЧП их сильно скорректирует, как это уже однажды было. Ну да ладно, куда на этот раз? Традиционно майские похождения - это Хакасия и Красноярский край. В прошлые года были похождения в районе Шира, в окрестностях автомобильных дорог - М-54 "Енисей" (Красноярск - Кызыл) и Саянского кольца (Абакан - Кызыл - Ак-Довурак - Абаза - Абакан). Древние писаницы и курганы, Буйбинский и Сотый перевалы, Красноярская и Саяно-Шушунская ГЭС… А вот что за неизведанная земля к востоку от Абакана? Есть и леса, и горы, и реки - чем восточнее, тем гуще леса, выше горы, и быстрее реки. Есть и дороги, ближе к Енисею - уверенные чёрные линии, но чем дальше и восточнее, тем тоньше и неприметнее становится паутинка, предвещая в путешествии разбитую щебёнку и размытую грунтовку. Однако это уже не останавливает, смотрим карту внимательней. Горы - те, которые побольше, те и подальше, однако даже в досягаемых окрестностях пейзаж явно не будет равнинно-однообразным. Гольцы должны быть доступны, по крайней мере, нашему взгляду. Реки - Казыр, Кизир, Туба, Джебь, Мана, Мина, Сисим - Кизир впадает в Казыр, а Кызыр с рекой Амыл образуют Тубу, Мина - в Ману, а уж Туба с Маной и Сисимом - в Енисей (спасибо DimasAM c 24auto.ru!). Тут же и песня с бард-сплава вспоминается: "…Вновь июль дарит лето Саянам, Значит, Мана ждёт наших плотов…" Здесь же триада посёлков - Кошурниково, Журавлёво, Стофато, все недалеко друг от друга. Новосибирцы в своём городе знают одноимённые улицы, а названо всё это в память о последней экспедиции Кошурникова Александра Михайовича со товарищи, погибшей на Казыре километрах в пятидесяти выше Черемшанки в 1942 году, 65 лет назад: "Эх, Казыр, Казыр, злая непутевая река! " (В. Чивилихин, "Серебряные рельсы"). И ещё раз упоминается Черемшанка в экспедиционных летописях 20-го века - именно отсюда началась экспедиция Григория Федосеева, описанная в книге "Мы идём по Восточному Саяну": "Еще была ночь. Тайгу опутывала густая тьма, но уже кричали петухи и дымились избы. Узкая дорога змейкой обогнула Черемшанку, последний поселок на реке Казыр, и, перевалив через сопку, скрылась в лесу..." .Однако не последний раз была упомянута Черемшанка - здесь находится одно из поселений Земли Обетованной, Общины Церкви Последнего Завета, возглавляемой Учителем Виссарионом. И в нескольких деревнях ниже по Казыру - в Петропавловке, Тюхтятах, Можарке - тоже живут последователи Виссариона. В Петропавловке их уже гораздо больше коренных жителей - местные уезжают, а община наоборот, пополняется новыми людьми. Так что совершенно ясно, что надо ехать - без впечатлений явно не вернёмся. Начинаем прокладывать маршрут в условиях жесткого дефицита времени. Можно уехать 28-го апреля, в субботу после рабочего дня. Нужно вернуться 1-го мая, желательно засветло, что бы подготовиться к следующему рабочему дню. Начало понятное и неоднократно накатанное - Новосибирск - Кемерово (через Журавлёво - Промышленную) - Мариинск (ночёвка) - Ачинск (вот уже в Красноярском крае) - Назарово - Ужур - Новосёлово (скоро Хакасия) - Абакан (уже давно Хакасия) - Минусинск (снова Красноярский край). Здесь дороги известные, время просчитывается хорошо. Дальше - только по карте: Минусинск - Курагино - Петропавловка, Черемшанка (Где-то здесь надо заночевать. А как там дороги?) - снова Курагино (но есть на карте короткая дорога Можарка - Кордово, много срезать можно. А есть ли она на самом деле?) - Кошурниково - Выезжий Лог… Дальше куда? Более уверенные линии дорог ведут на Кускун через Нарву, гораздо менее уверенные, петляющие и пропадающие - на Уяр через Партизанское. У нас ночёвка в Зеленогорске, это 200 км от Кускуна и всего 50 от Уяра. Разница часа на полтора-два. Хорошо бы через Уяр, но проезжаемо ли? Впрочем, это уже следующий этап - сбор информации о дорогах. Карты тут уже не помощники, нужны мнения людей, недавно проехавших по этим местам. И есть у этих людей компьютер на работе или дома, и заходят они на форумы автомобильные разные. Ну и мы ту да же. Сначала на drom.ru ("Вопрос красноярцам...", "Дорога Кускун - Минусинск"), потом на красноярский auto24.ru ("Дороги Курагинского района...") и на абаканский nakaba.ru ("Майское похождение - 2007"). Везде добрые люди воспоминаниями да советами поделились, а красноярцы даже свежими фото порадовали - затопленной дорогой под Кошурниково (Джебь!) и непролазностью до Нижней Тридцатки. Спасибо всем! Вот только участок от Выезжего лога до Партизанского так и остался белым пятном, но это уже не останавливало - и так понятно, что без приключений не обойдется... О ночёвке в Петропавловке договорились с Красноярской турфирмой "Спутник". Всё, 28-е апреля. До сих пор погода стояла отличная, но сейчас начались ветра и мелкие дожди. Ладно, щебёнка-грунтовка меньше пылить будут. Утром укладываем вещи, заливаем полный бак, качаем колёса. В обед моем машину, в 16-44 старт из центра Новосибирска. Поехали! 28 апреля 2007 г.17-30. Выезжаем на Ленинск-Кузнецкую трассу. 19-00. Журавлёво. 115-120 км - ремонт дороги, после Новосибирского ДПС до 144 км. - то ли дорога стала получше, то ли машинка другая, но привычно-плохой участок преодолели без особой потери скорости и традиционных проклятий. ДПС на въезде в Кемеровскую область не работает, даже знака нет. 20-00. Кемерово. На въезде встретились с Сергеем - кемеровский знакомый по auto-travel.ru. Пожали друг другу руки, попинали колёса. И снова в путь, на Мариинск! В Кемерово за время с нашего прошлогоднего путешествия построили новый Кузнецкий мост, дорога стала проще (особенно будет заметно на обратном пути). 22-10. Мариинск! 441 километр и почти полный бак бензина позади. Зато впереди - знакомая по прошлому году уютная гостиница, ужин и спать! Завтра ранний подъём. Дорога от Кемерово до Мариинска неплохая, примерно половина до Золотого Китата - серпантин - его успели проехать до темноты, хоть и в сумерках, дальше - прямая и ровная трасса. 29 апреля 2007 г.6.10. Покидаем Мариинск, предварительно заправившись до полного бака (92-ой, 17руб. 40коп.) перед мостом через Кию. Порадовала растяжка на главной улице - "Мариинск - моя судьба!". А в целом город год от года хорошеет - становится более аккуратным, интересным, даже весёлым. На выезде - ДПС, на нас никакого внимания. До 537 км - дорога неприятная, вся побитая. Скорость не больше 120, зато после виадука - совсем другое дело. Ускоряемся, да и солнышко радует, а впереди ещё целый день. Красота! На 555-ом километре граница, и мы уже в красноярском крае. В Боготоле на посту ДПС проверили документы, и дальше. 8-19. 606-ой километр. Завиднелись трубы Ачинска - значит, осталось около 40 километров. 628 километр - достигнут минимум цены на 92-ой бензин - 16-50. 8-35. 644 километр. Ачинск. Бензин - 16-50. На выезде всё-таки попались в лапы ДПС, за превышение в городе на 16 км. Отделались предупреждением. 9-00. 670 километров, въехали в Назарово. От Ачинска до Назарово хорошая дорога, умеренные горки. Жаль, нет традиционных рыбных базарчиков - может, ещё рано. 10-00. 772 километра, Ужур. Впервые проезжаем без остановки, и уходим налево, на Новосёлово, на М-54. Солнышко спряталось, пасмурно, но пока сухо. 10-20. 818 километров, Малый Имыш. Где-то здесь должна быть развилка Балахта - Новосёлово, на карте дороги на Новосёлово нет. Но вот в хорошем асфальте она есть. После деревни направо, потом через мост. А на мосту, на высоком бордюре висит "Жигулёнок"… Похоже, летел ночью, заметил мост, но не заметил бордюр между проезжей и пешеходными частями дороги. Вот и висит грустно и одиноко, в полуметре от земли, печально подогнув передние колёса. 10-49. 856 километров. Горка перед съездом на М-54 Красноярск-Кызыл. Очень красивый вид, несмотря на мелкий моросящий дождик - дорога уходит вниз и налево, а вдали, между холмов, открывается Красноярское водохранилище, частично ещё во льду и снегах. А ещё под горкой - ДПС, и они смотрят на нас, стоящих на горке. Дождались, пока мы к ним съехали, и долго выясняли, почему это мы там стояли. Правда, другого ответа, чем "красиво" так и не получили, и отпустили нас дальше в путь. 11-20. 893-ий километр, Терский Лог. Заправились немного, 15 литров. Надо было пораньше, ну да ладно, дотянули. Похоже, примерно в этом самом месте ровно три года назад в степи с другой стороны дороги мы жарили шашлыки по дороге в Туву. Тогда Хакасия была жёлтой и сухой, а сейчас зеленеет, но дожди снова остались в Красноярском крае. 12-08. 960 километров, Троицкое. Дозаправились до полного бака, Абакан совсем рядом - 72 км. Заехали к тайнику "Чёрная берёза" - всё без изменений: берёза спилена и не убрана, ленточки висят мокро и уныло. 13-00. 1041 километр, проехали Абакан. Переезжаем Енисей по дороге к Мариинску. Очень хорошая погода, солнце. 13-28. 1075 километров. Выехали из Минусинска, где традиционно поблудили, и двинулись на Курагино. Где-то там закончится асфальт, а здесь уже начинается дождик. Благодатную Минусинскую котловину сменяют предгорья Восточного Саяна. 14-00. 1140 километров. Въехали в Курагино. Всё бы хорошо, только камушек стеклом словили, и трещинка ползёт. И никто нам в этих краях её не заделает. Заехали на рынок, купили скотч и залепили трещинку. Так дальше и будет - она подрастёт, мы залепим новым кусочком скотча. А пока рыщем в поисках выезда из Курагино в Петропавловку - цель сегодняшнего дня, место обитания последователей Церкви Последнего Завета, общины Учителя Виссариона. Дважды выезжали не в ту сторону, наконец, в 14-36 нашли дорогу. Пока асфальт, но это ненадолго. До Петропавловки около 80 км, их них не-асфальта - около 65. Пасмурно, сыро. Асфальт, как и было обещано, скоро закончился - началась щебёнка. Всё бы ничего, но недавние дожди сильное попортили, поэтому едем неспешно.
А вот чудное место - справа река (Казыр! Куда мы забрались…), слева - гора, а впереди - знак "Внимание! Сход снежных лавин". Но сейчас на горе снега нет, поэтому проезжаем совершенно спокойно. Дальше - небольшие "ворота" (сразу вспомнились "Красные ворота" на Улаган, похоже, но в миниатюре). А дальше - совсем рядом с Казыром. Вот он - за ограждением из полосатых железобетонных блоков. Но вода стоит довольно высоко, похоже, что ранней весной Казыр легко прорывает это заграждение и вольготно плещется по дороге. Впереди несколько десятков километров по пасмурной мокрой щебёнке. В Можарке у местных спросили про обратную дорогу напрямую через Кордово, на что получили ожидаемый ответ - только летом на велосипеде. От Можарки дорога чуть хуже, но мы уже попривыкли. Проезжая Тюхтяты были приятно удивлены большим количеством свежесрубленного и напиленного леса, а так же домами-новостройками из него же, тоже чистыми и светлыми. Однако община растёт… 17-00 Цель дня достигнута! Въезжаем в Петропавловку - центральное поселение общины Церкви Последнего завета. На въезде - столб с гербом - улыбающееся солнце, два ангела, силуэт храма. Сверху - три флага. Здесь, как и по всей трассе от Курагино, есть сотовая связь, но только оператора "ЕнисейТелеком", так что наши телефоны молчат. И нас никто не встречает. Поехали по деревне наугад, боязливо озираясь - вот сейчас подскочат виссарионовцы, начнут завлекать в свою веру, отбирать машину и квартиру. А вот и они - группа 4-5 человек. Останавливаемся, здороваемся. Да это они, про нас знают, куда ехать - говорят, кого найти и спросить - объясняют. Трезвые, приветливые. Еще немного ути по деревне, и подъезжаем к "Немецкому гостевому дому" - светлое трехэтажное строение почти на берегу Казыра, перед домом куча напиленных, но не поколотых дров. Здесь же у небольшого обрывчика ставим машину под уверения, что ничего с ней не будет. Однако ценные вещи рекомендуют забрать - из общины никто не покусится, однако за "местных" (всего несколько семей в деревне осталось) никто не поручится. Хозяйка дома - Уша, немка, здесь живёт уже три года, но по-русски понимает и говорит с трудом. Однако общий язык находим довольно быстро, и вот уже накрыт стол. Всё вегетарианское, "убойную" пищу здесь не едят, хлеб собственной выпечки. Мы сегодня только завтракали в Мариинске, однако ужином наедаемся неплохо. Был овощной салат, пророщенные зёрна чего-то… У нас в машине есть консервы и колбаса, но нет желания нарушать местные традиции, да и голод всё-таки неплохо утолили. Времени немного, ещё светло, поэтому идём гулять со своей проводницей Наташей. Весёлая девушка, 23 - 25 лет, сама из Карелии, сюда приехала вместе с родителями пару лет назад и покидать общину не намерена. Говорит, что только здесь нашла себя. Первое ощущение от деревни - свежесть и аккуратность. Нет, грязь после дождей, конечно, есть - но нет привычного мусора на улицах и проулках (банки, бутылки, пакеты…), даже окурков не видно. Субботник недавно был, говорит Наташа. Все выходили, убирали деревню после зимы. А ещё нет коров, свиней, кур - нет и продуктов их жизнедеятельности, и соответствующих запахов. Из зверья - только лошади (не кормовые, а рабочие). Потому, наверное, и воздух не привычно деревенский, а чистый и свежий таёжно-пихтовый.
Первый визит - в Храм. Красивая резная деревянная постройка, довольно высокая, восьмисторонняя, с различными "порталами" на все стороны. Крыша крыта осиновой "черепицей". Внутри похоже на христианскую церковь, но атрибутика немного другая, "символ веры" - в круге крест с тремя небольшими кругами на каждом окончании, символизирует единение всех религий. Есть иконы, но нет лика Иисуса Христа, только изображение Учителя Виссариона. Здесь местный священник служит службы разные. Дальше - в другой гостевой дом, "Староминусинский", снова трёхэтажный. Архитектура попроще, чем у Храма, но тоже не обычная. У входа - "парковка" для велосипедов, внутренний дворик чисто убран. На первом этаже небольшой "иконостас" Учителя Виссариона - фотографии из жизни: Учитель проповедует, просто разговаривает, рисует, катается с горы, играет в хоккей. Здесь же, на втором этаже, размещается редакция местной газеты "Благовест" - молоденькая девочка на компьютере набирает материал для очередного номера. Всё интересно и необычно, а впереди нас ждут Мастера - умельцы, приехавшие сюда из дальних мест, и здесь, в небольших деревушках Восточного Саяна, увлечённо занимающиеся своим любимым делом - корнепластикой, резьбой по дереву, кузнечным и гончарными ремеслами, ткачеством… Многие из них до переезда в общину не владели мастерством, а здесь, попробовав себя в различных видах, нашли своё дело и стали Мастерами. Первый визит в мастерскую корнепластики - выделывания всяких причудливых штучек из корней деревьев. Мастер - болгарин Иордан, здесь живёт довольно давно, уже обзавёлся семьёй - ребятёнок маленький здесь же бегает. Посмотрели на его поделки, пообщались с самим Иорданом. Такое ощущение, что человек реально счастлив - занимается любимым делом, и хорошо ему. Здесь же, во второй комнате мастерской работает молодой парнишка, Виталий. Занимается так же корнепластикой, и ещё резьбой по дереву. Может, я немного видел искусных резных вещей, но его черепашки - одна побольше, другая поменьше - вызвали ощущение какой-то нереальности. Невозможно представить, как из кусочка дерева получились за несколько дней такие чудные зверушки. Наш восторг был совершенно искренним и нескрываемым. Даже хотели перед отъездом зайти в гости ещё раз, может, договориться и приобрести одну из них. Но не сложилось. Ладно, идём дальше. К огромному длинному ангару, называется "Галерея "Благовест". Перед галереей - эстрада, несколько деревянных горок, лабиринтов и прочих сооружений для детского лазания, бегания и прыгания, здесь же несколько пацанов гоняют мяч.
На втором этаже - большой зал со сценой для собраний и выступлений, на первом - Школа мальчиков. Здесь мальчиков с 3-х лет обучают основам ремёсел - столярного, гончарного, резьбы по дереву. Основатель школы и преподаватель столярного ремесла - бывший учитель айкидо из Москвы. Говорит, что только здесь осознал свою нужность людям, своим маленьким воспитанникам. И ещё его фраза: "Я стараюсь добиться того, что бы мальчики с малых лет понимали - прикоснуться к девочке они могут только с её разрешения". Здесь же располагается и репетирует местная рок - группа, собираются прихожане для хорового пенья, танцев. Священник Храма здесь же ведёт курс "Танцы народов мира". Сегодня концерт местной певицы - но сил остаётся мало, не хочется заснуть прямо на концерте, поэтому выбираемся на улицу. Нам навстречу идёт народ - видимо, как раз на концерт. Ну, а мы подходим к "Дворцу пихтоварения". Здесь готовятся разные крема-настойки из пихтовой хвои. "Дворец" построен "теремком", крыша и стены воедино - но не бесхитростно, а причудливо выпукло-вогнуто. Здесь же "станок", на котором гнули стропила. Начинает смеркаться, направляемся к своему жилищу. По пути замечаем дом в китайском стиле, только дракончиков не хватает. Оказывается, здесь и живёт китайская семья - переехав в общину, они построили себе дом по образу и подобию оставленной родины. Дома уже затоплена печь, ждёт вечерний чай (красный, из Германии) с самодельной сдобой и сахаром, смешанным с молотой корицей. Неторопливо ужинаем, и устало затягиваемся на второй этаж, в свою комнату. Двухэтажная кровать, стол фотография Учителя на стене. Всем спокойной ночи. 30 апреля 2007 г.В похождении спится не долго. Подъём, завтрак (геркулесовая каша с изюмом, кранный немецкий чай, сахар с корицей, домашний хлеб) - и дальше, по другим деревням общины. Сначала в Черемшанку, потом, уже на обратном пути, в Тюхтяты. Дорога просохла и вроде стала ровней - до Черемшанки километров 10, долетели быстро. Деревня гораздо больше Петропавловки, и "местных" (не членов общины) здесь гораздо больше. Уже нет былого очарования Петропавловки - с виду обычная российская деревня. Место красивое - слева Черемшанский утёс, справа, за деревней - полноводный Казыр. Заходим в гости к мастерам лозоплетения, но визит оказался недолгим - вся компания собралась на заготовку лозы. Однако всё показали-рассказали, и отправились на заготовку в район Гуляевских порогов. А мы пошли в кузницу.
Кузница стоит на берегу Казыра - красивое место - широкий полноводный Казыр, на противоположном берегу - Саянская непроходимая тайга, на горизонте - белки. В кузнице три цеха - заготовительный, слесарный - здесь доводят до совершенства все изделия, и собственно кузница с механическим молотом, жар-печкой и наковальнями. Здесь куют вещи чудные - от топоров до булатных ножей. Впервые держал в руках булатный нож - кузнечный сплав нескольких пластин разной твёрдости, на обухе ножа хорошо видна его наборная структура, которая образует рисунок на лезвиях. Довелось даже самому вытащить из горна заготовку и постучать её молотом - надеюсь, не сильно испортил. Дальше дорога от мужского ремесла к женскому - роспись по дереву. Стоит на самом берегу Казыра избушка, а в ней живут две женщины - посуду и всякие каменные и деревянные поделки расписывают - доски, утварь разную да яички пасхальные (хоть Пасху здесь и не отмечают, у Учителя есть свой день рождения). Хозяйка с несколькими художественными образованиями, очень уважает Учителя. На полке - фотография и полное собрание сочинений. Показывая расписанный камень, поясняет - "Говорил Учитель, что на камнях цветы распустятся - вот я, как могу, приближаю этот день". И последний визит в Черемшанке - в общинную школу. Правда, в саму шклу не попали, побывали лишь на школьном дворе - опять всевозможные детские лазилки - и в гончарной мастерской при школе. Тут уж и я приобщился к гончарному ремеслу - от начала и до конца из бесформенного куска глины под руководством Мастера вылепил на гончарном круге сосуд, более всего похожий на фужер. Однако время торопит, и вот мы уже покидаем Черемшанку и едем в обратную сторону. Вскоре позади остаётся и Черемшанка с чудесными черепашками, а мы ненадолго останавливаемся в Тюхтяты - последней деревне Общины на нашем пути. Здесь зашли в гости к местному гончару , ткачам и резчику по дереву. Впечатлений уже через край, но надо ехать дальше - праздники коротки. Обратный путь показался гораздо проще и быстрее, к тому же дорога подсохла а Можаркой уже начала пылить. Перед угрозой схода снежных лавин свернули направо, к подножью небольшой горы, с которой зимой и ранней весной, видимо, и сходят эти самые лавины. Тут устроили небольшой привал с перекусом. Некоторое время приглядывались к сырокопчёной колбасе - есть её, или может не стоит, раз уж начали вегетарианствовать… Однако всё же долголетняя привычка победила вновь приобретённую, и жизнь вошла в прежнее русло. Здесь же, в небольшом скальнике недалеко от дороги заложили геокеширский тайник "На пути к Земле Обетованной". Ну, теперь вперёд! Впереди - снова Курагино, а дальше - новая дорога, в конце которой Уяр и Зеленогорск. После Курагино будет Кошурниково, потом пресловутый стокилометровый участок щебёнки, и Выезжий Лог. А дальше дорога раздвоится - можно будет через Нарву на Кускун, а там по М-53 до Уяра, а можно на Уяр через Партизанское. Как лучше - решим на месте. 16-08, 1344 км. Выезжаем из Курагино в сторону Красноярска, на указателе - 384 км. до Красноярска, что вселяет оптимизм и надежду быть в Зеленогорске засветло. Заправлен полный бак, получены два протокола от местной ГИБДД - за превышение скорости и нечитаемый номер. Номер отмыт, поехали. Абсолютно неизведанная дорога, хороший асфальт - чего ещё надо! 1б-37, 1382 км. Проехали Большую Ирбу и каменный карьер. Дорога хорошая, вокруг тайга - слева и справа.
17-00 Кошурниково. Здесь задержались, искали памятник Александру Михайловичу. Нашли на горке, за переездом. Дорога до Кошурниково интересная - серпантины, высота 700-800 м. Местами напоминает участки ранее пройденных дорог - Шелехов - Култук, Дивногорск - Бирюса и местами Чеке-Таман. Едем вдоль реки Джебь, она справа, немногим ниже уровня дороги. Это та самая река, которая две недели назад затопила около 600 метров этой самой дороги. Но сегодня она в своих берегах, хотя иногда плещется почти на одном уровне с дорогой. 17-30, 1439 км. Начало обещанной щебёнки. Пока весьма неплохо, посмотрим дальше… Проехали Щетинкино, пока всё прекрасно. Вот довольно быстро забрались на вершину какого-то перевала, поднявшись с трёхсот до восьмисот метров. Внизу было почти лето, плюс 20 градусов, а здесь уже ниже 10, и вокруг лежит уже позабытый снег - на деревьях и на обочине. И дальше редко спускались вниз, в основном на высоте 700-900 метров в окружении снегов. Воздух холодный и чистый, небо голубое с небольшими облаками, дорога - хорошо укатанная щебёнка. Скорость 110-120 км/ч, едем на уровне окружающих гор, вокруг - никого. Иногда возникает ощущение какой-то нереальности, какого-то одиночного полёта… 18-51, 1545 км. Окончание щебёнки, вновь асфальт.
Выезжий Лог. Подъехали к Мане, к памятнику Владимиру Семёновичу Высоцкому. Здесь сорок лет назад снимался фильм "Хозяин тайги" с его участием, Здесь же была написана песня "Протопи ты мне баньку", слова из которой теперь выгравированы рядом с портретом автора на большом сером камне, стоящем на берегу Маны. Здесь, кроме нас, ещё 3-4 машины - местные жители проводят вечер с пивом. Ну местным хорошо, они-то дома. А у нас впереди ещё дорога… Хотя пройденный участок от Курагино - 201 км менее, чем за три часа - укрепляет оптимизм по поводу непозднего прибытия в Зеленогорск. Осталось-то всего … км - через Кускун, и … - через Уяр. Выезжаем из Выезжего Лога и вскоре оказываемся на судьбоносном перекрёстке: налево - Кускун, направо - Уяр. Куда податься? Через Кускун дорога более понятная по рассказам, но более длинная, с большой петлёй. Через Уяр - гораздо короче и логичнее, но что-то никто ничего про неё рассказать не смог - ни плохого, ни хорошего. И на картах она показана по-разному, где-то идёт вдоль Манны по одному берегу, где-то по другому. Кое-где её вообще нет. А перекрёсток Кускун - Уяр абсолютно равнозначный - в обе стороны хороший асфальт, большие указатели направлений и километров… В конце концов, что может ожидать нас на оставшихся километрах? Всяко хуже прошлогоднего Канск - Тулун не будет, да и в этот раз по щебёнке разной вдоволь накатались. Да и не хочется отступать перед неизведанным. Ну, да самого себя убедить нетрудно. Итак - руль вправо, вперёд, на Партизанское! Начало дороги сильно не разочаровало - асфальт, конечно, кончился за первым же поворотом, но под колёсами оказалась старая щебёночная дорога, а вокруг вместо гор - редкий замусоренный лес. Первая цель впереди - деревня Хабайдак - проехалась просто, но не быстро. Скорость упала до 40-60 км/ч. Дальше - Ивановка. Дорога понемногу сужается. Это уже не щебёнка, а обычная грунтовка, только грунт тут каменистый - вот из под земли камни и повылазили. По сильной грязи это спасает, но сейчас только небольшие лужи (пока!), и торчащие камни только заметно замедляют движение, заставляя тормозить, вилять и выбирать между лужами и камнями. Но понемногу едем. Вокруг лес, встречных-попутных нет, даже свежих следов на дороге не видно. Проехали Ивановку, подъезжаем к Мине. Это деревня побольше других, дорога уходит во внутрь её, там и теряется, разбиваясь на деревенские проулки. Начинают терзать смутные сомнения…. А вот и девочка на велосипеде - как маленький ангел цивилизации. Девочка, а где дорога на Кой? Это? Нам сюда? Какая-то размазня. Сама Мина - деревня стоит на берегу Мины-реки, поэтому здесь уже ощутимо сыро и скользко. Лесная дорога в прошлом, теперь впереди справа - гора, впереди слева - река, между ними - узкая полочка дороги. Она грязная, разбитая и сильно каменистая, все камни повылазили наружу. Какое-то грязе-луже-булыжное покрытие. Время тоже не радует - начало местного десятого часа. Свои часы мы не переводили, и везде отмечали новосибирское время, но солнце-то не обманешь, оно заходит по красноярскому. Смеркается, моросит…
Однако пути обратно уже нет. Вперёд, потихонечку. Вот хорошо, что машина высокая, привод полный и резина зимняя… Следующая цель - Кой, до него километров 30-40. Справа - крутая гора, слева - быстрая и полноводная Мина, иногда под обрывчиком 3-5 метров, иногда в 15-20 сантиметрах ниже уровня дороги. Посередине - узкая "полочка", по которой можно ехать только вперёд - развернуться и спастись бегством невозможно. На горах лежит и тает снег, с гор бегут ручьи в Мину поперёк "дороги", и вымывают глину, оставляя булыжники. Что бы места, где нет ручьёв, не казались мёдом - идёт дождь. Всё липкое и скользкое, постоянно норовит стащить в реку. Когда-то здесь прошёл какой-то механизм, оставив после себя гребень из булыжников ровно посередине "полочки", так что приходится всё время перескакивать через него. Скорость - абсолютно черепашья, даже странно, что Кой всё-таки приближается. Лужи, камни, дождь… Вроде впереди просвет какой-то. Старые мокрые сараи, покосившиеся дома, ни одного человека. Наверное, всё-таки Кой. Медленно проезжаем мимо. Никого нет - ни людей, ни собак. В сарае с распахнутыми воротами стоит машина ДПС… Метров через триста дорога раздваивается - направо через деревню, налево - через железнодорожный переезд - видимо, где-то перед Коем железная дорога перебралась на правый берег Маны. На карте переезда нет, пора бы уточнить у местных жителей, где мы находимся. Но местных по-прежнему нет, несмотря на добротные дома и обилие собак в этой части деревни. Тем не менее, по дальнейшему направлению определились довольно быстро - просто нашли другую карту, на которой переезд обозначен. Переваливаем через рельсы, и снова оказываемся на берегу Маны. Только справа уже не горы, а железная дорога Абакан-Тайшет - уже веселее.
Правда, уже совсем стемнело, так что дальше движемся при свете фар. Здесь уже настоящая щебёнка, разбитая, но всё же километров 40-60-80 можно ехать. Быстрее страшновато - дорога извилистая, то и дело Мана, текущая у обочины слева, вдруг оказывается впереди в свете фар. Проехали ещё один Кой - на этот раз полустанок с двумя железнодорожниками, удивив их экзотичностью маршрута - на вопрос "Вы откуда?" мы ответили "Из Новосибирска", "Куда?" - "В Красноярск!". За это впереди нам был обещан "портал", после которого дорога станет лучше. Видимо, "портал" - это довольно крутой перевал, на который мы вскоре буквально взлетели - дорога стала лучше чуть раньше. Днём, наверное, здесь красиво… а сейчас уже полная темнота. Так же лихо слетаем вниз. Дальше - ночные километры невнятной подразбитой щебёнки, видимость на расстоянии света фар и безжалостная красная лампочка, обещающая ночёвку с пустым баком где-нибудь между Лукашевича и Аргазой. Встречное стадо Камазов, огни Вершино-Рыбного в стороне (однако сворачивать на заправку не стали - не хотелось менять уже привычно-ночную дорогу, вроде едем пока, до Партизанского уже не так далеко). Темнота, щебёнка, лампочка.. Медленно растут километры, неотвратимо приближается Партизанское. Вот очередной подъём, впереди - островок огней. Ну, неужели оно - Партизанское? Лампочка радостно сияет, чувствует скорую поживу. Но ещё километров пять-десять - влево, вправо, и прямо. Уже асфальт!!! Влетаем в Партизанское в полной темноте. Где заправка? Ночные молодые партизанцы и партизанки смеются и тычут пальцем - да вот же! Жадно заправляемся. Бензин…. Асфальт… Время уже не имеет значения, теперь не пропадём. Вперёд, на Уяр, на М-53! Ещё сорок километров ночного полёта, и нас встречает ночной Уяр. Теперь надо перебраться бы через ж/д, потом выбраться на М-53. Совсем непросто это оказалось - Уяр спит, только мы мотаемся по улицам, потому, что не знаем, куда ехать. Как всегда, выручают девушки на заправках - "да вот туда, в тоннель, а потом до следующей заправки, там снова спросите!". В тоннель, до следующей заправки, прямо, направо… Стоп! Вроде М-53… Стоим на берегу, гадаем. Темно… Рывок на другой берег - там кафе и ночная стоянка дальнобоев. Они подтверждают, что мы всё же выбрались на трассу Красноярск - Иркутск, и до поворота на Зеленогорск ещё десяток километров на восток. А ведь это место мы днём видели неоднократно, и даже когда-то обедали здесь. Но ночью всё по-другому. Ещё один левый поворот, короткий рывок по М-53, снова влево - и знакомая дорога до Зеленогорска. Последние пятьдесят километров. На КПП Зеленогорска приехали в начале 1-го мая. К счастью, в Зеленогорске нам рады в любое время суток, так что было всё - тёплый приём, вкусный ужин и уютный ночлег. 1 мая 2007 г.Ранний утренний выезд из Зеленогорска. Впереди - последняя тысяча километров. Дорога хороша известная. Без сюрпризов, к тому же большая часть (от Ачинска) уже пройдена позавчера. Всего-то позавчера! Надо признаться - даже немного погонялись с попутчиками, стрелка порой отдыхала на правом боку. Неприятно удивил участок Козулька - Ачинск: местами сильно разбитый асфальт, иногда даже приходилось выезжать на обочину. В прошлом году такого, кажется, не было. В Ачинске - традиционное небольшое блуждание, перед Кемерово - любимое кафе "Встреча"… И вот уже дома. Всего три выходных дня, две тысячи семьсот километров, а сколько новых впечатлений прибавилось!
|
|
|
|
|
|
|
НОВОСТИ ДОРОГ И РЕГИОНОВ |
|
|
|
30.12.2019 Почти 38 млн рублей готовы потратить на капремонт дороги в Новосибирск - Красный Яр в Новосибирской области... Подробнее 19.07.2019 В Тулуне восстановили четыре размытых участка дороги после паводка... Подробнее 19.07.2019 В Катунском заповеднике состоялась первая волонтерская смена... Подробнее 17.07.2019 Реконструкция трассы Р-255 Сибирь в Мариинском районе Кузбасса начнется в конце июля... Подробнее 17.07.2019 Красноярские «Столбы» могут закрыть из-за пожаров и медведей... Подробнее
Все новости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|